Обучение и воспитание детей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, как следует
из части 4
статьи 79, части 5
статьи 41 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ,
организуют:
·
в
отдельных общеобразовательных организациях (бывшие специальные коррекционные
школы с 1 по 8 вид), осуществляющих образовательную деятельность
по адаптированным основным образовательным программам;
·
в
общеобразовательных организациях, имеющих в своей структуре отдельные классы
для детей с ОВЗ, в которых реализуются адаптированные основные образовательные
программы (далее – АООП);
·
в
дошкольных образовательных организациях – в группах компенсирующей или
комбинированной направленности, осуществляющих образовательную деятельность по
АООП;
·
в
общеобразовательных организациях (школах и детских садах), в которых ребенок с
ОВЗ обучается совместно с обучающимися без нарушений
здоровья по индивидуальной адаптированной образовательной программе (далее –
АОП);
·
на
дому или в медицинских организациях – для детей, нуждающихся в длительном
лечении, по индивидуальным учебным планам.
Содержание образования и условия
обучения и воспитания согласно части 1
статьи 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ и
ФГОС дошкольного,
начального
общего, основного
общего и среднего
общего образования определяются:
·
для обучающихся с ОВЗ – адаптированной основной
образовательной программой соответствующего уровня образования (при обучении в
отдельном классе или в отдельной общеобразовательной организации) или
адаптированной образовательной программой при совместном обучении с нормально
развивающимися одноклассниками;
·
для
детей с инвалидностью – ООП соответствующего уровня образования (если нет
заключения психолого-медико-педагогической комиссии
(ПМПК)) или АООП с учетом индивидуальной программы реабилитации или абилитации.
АООП разрабатывается на уровень
образования для конкретной категории детей с ОВЗ. Например, для класса, в котором
обучаются только дети с нарушением слуха.
В том случае, если ребенок с
конкретным заболеванием обучается в классе с
нормативно развивающимися детьми (инклюзия) или если ребенок с глухотой и
умственной отсталостью обучается в классе, где остальные дети глухие с
сохранным интеллектом, разрабатывается АОП. АОП корректируется в процессе
обучения в соответствии с образовательными достижениями ребенка.
В «дорожную карту» входят разделы:
·
организационно-правовое
обеспечение – организация работы консультативных пунктов для родителей,
формирование системы мониторинга условий инклюзивного образования
и т. д.;
·
методическое
обеспечение – функционирование Ресурсного центра образовательных технологий по
работе с детьми с особенностями развития, проведение окружного конкурса «Лучшая
инклюзивная школа» и т. д.;
·
кадровое
обеспечение – проведение семинаров, курсов повышения квалификации по вопросам
организации инклюзивного образования;
·
информационная
поддержка – ведение образовательного портала для родителей, воспитывающих детей
с ОВЗ, на официальном сайте Ресурсного центра, проведение мониторинга
доступности для лиц с ОВЗ и инвалидностью объектов и предоставляемых услуг
и т. д;
·
совершенствование
деятельности психолого-медико-педагогических комиссий
– проведение семинаров, повышения квалификации специалистов ПМПК.
Обучающийся с ОВЗ – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и
(или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической
комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных
условий (ч. 16 ст. 2 Закона
от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
По результатам обследования любого
ребенка в возрасте от 0 до 18 лет специалистами ПМПК родителю (законному
представителю) выдается заключение, содержащее описание состояния высших
психических функций (речи, мышления, восприятия, воображения, памяти) ребенка и
рекомендации, определяющие образовательную программу, форму обучения и
направления работы специалистов сопровождения.
Предоставление заключения ПМПК в
образовательные организации является добровольным решением родителя.
К обучающимся
с ОВЗ могут быть отнесены дети:
·
с
нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, кохлеарно
имплантированные);
·
с
нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
·
с
тяжелыми нарушениями речи;
·
с
нарушениями опорно-двигательного аппарата;
·
с
задержкой психического развития;
·
с
расстройствами аутистического спектра;
·
со
сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития);
·
с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Некоторые дети могут иметь и
справку об инвалидности и заключение ПМПК
(глухие, слепые, дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития
и т. д.).
Статус инвалида гражданам России
присваивает Бюро медико-социальной экспертизы (п. 1
Правил, утвержденных постановлением
Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95).
Получение справки об инвалидности и индивидуальной программы реабилитации
или абилитации (ИПРА) не всегда требует изменений
условий и программы образования ребенка. Например, дети с соматическими
заболеваниями – заболеваниями сердца и сосудов, дыхательной системы, печени и
почек, желудочно-кишечного тракта могут обучаться по основной образовательной
программе и не посещать ПМПК.
Внимание: обучающийся с ОВЗ не всегда является инвалидом,
а ребенок с инвалидность может не нуждаться в создании специальных
условий обучения.
Чтобы обучать детей с ОВЗ и детей-инвалидов, образовательная организация:
·
разрабатывает
адаптированные программы;
·
создает
специальные условия обучения;
·
утверждает
необходимое штатное
расписание
.
АООП начального общего образования для глухих, слабослышащих,
позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с
нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с
расстройствами аутистического спектра, со сложными
дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития) разрабатываются в
соответствии с ФГОС,
утвержденным приказом
Минобрнауки России
от 19 декабря 2014 г. № 1598.
АООП для обучающихся с умственной отсталостью разрабатываются в соответствии
с требованиями ФГОС,
утвержденным приказом
Минобрнауки России
от 19 декабря 2014 г. № 1599.
При совместном образовании ученика
с ОВЗ с нормально развивающимися одноклассниками образовательная организация
разрабатывает АОП по указанным ФГОС на один год.
Основаниями для создания
специальных условий для обучения детей с ОВЗ и с инвалидностью служат:
·
нормативные
требования;
·
заключение
ПМПК – для обучающихся с ОВЗ (п. 23
Положения, утвержденного приказом
Минобрнауки России
от 20 сентября 2013 г. № 1082);
·
индивидуальная
программа реабилитации или абилитации – для
детей-инвалидов (приложение 3
к приказу
Минтруда России от 31 июля 2015 г. № 528н).
Условия
для детей с ОВЗ и с инвалидностью, которые образовательная организация
обеспечивает в соответствии с частью 3
статьи 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ:
·
специальные
образовательные программы и методы обучения и воспитания;
·
специальные
учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
·
специальные
технические средства обучения;
·
услуги
ассистента (помощника), который оказывает обучающимся
необходимую техническую помощь;
·
групповые
и индивидуальные коррекционные занятия;
·
доступная
среда (беспрепятственный
доступ в здание и на территорию и т. д.);
·
сокращенное
количество детей в учебной группе (классе).
Условия, которые образовательная
организация создает для обучающихся с определенными
видами ОВЗ
Вид ОВЗ |
Школа |
Детский сад |
Нарушение
зрения |
Адаптировать сайт школы с
учетом потребностей инвалидов по зрению. Привести сайт к международному
стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG); разместить
расписание занятий в доступных для слепых или слабовидящих местах в
адаптированной форме. Текст составляют крупным (высота
прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом
или желтом фоне) и дублируют шрифтом Брайля); организовать присутствие
ассистента, который оказывает учащемуся необходимую помощь; выпустить альтернативные форматы
печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлы; обеспечить доступ слепого
учащегося с собакой-поводырем к зданию школы и место для собаки-поводыря в
часы обучения ребенка |
Если рекомендовано ПМПК –
организовать присутствие ассистента, который оказывает учащемуся необходимую
помощь; подготовить альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлы |
Нарушение
слуха |
Воспроизводить информацию
звуковыми средствами; дублировать звуковую информацию о
расписании занятий визуальной – установить мониторы для трансляции субтитров.
Мониторы, их размеры и количество определяют с учетом размеров помещения; передавать информацию с использованием русского жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода) |
Воспроизводить
информацию звуковыми средствами |
Нарушение
опорно-двигательного аппарата |
Обеспечить беспрепятственный
доступ учащихся в учебные помещения, столовую, туалетные и другие помещения
школы; организовать: – пандусы; – поручни; – расширенные дверные проемы; – лифты; – локальное понижение
стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; – специальные кресла и другие приспособления |
ППМС - помощь должна действовать на трех уровнях:
региональном,
муниципальном (работают муниципальные
методические объединения педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей, центры
психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся),
образовательной
организации
– помощь оказывают штатные специалисты (педагоги-психологи, социальные
педагоги, учителя-логопеды и т. д.) или специалисты ППМС-центра муниципалитета.
Образовательная организация создает условия для обучения и воспитания детей
с ОВЗ и детей-инвалидов за счет средств, которые выделены для:
·
выполнения
государственного (муниципального) задания бюджетными
или автономными учреждениями;
·
обеспечения
деятельности казенного
учреждения на основании бюджетной сметы;
·
реализации
государственной программы «Доступная среда» учреждениями, которые включены в
перечни Минобрнауки России от 22 апреля 2016 г.,
от 1 сентября 2016 г.
Так следует из пункта 5
части 1 статьи 8, пункта 5
части 1 статьи 9, части 2
статьи 99 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, постановления
Правительства РФ от 1 декабря 2015 г. № 1297.
Решение о прохождении ПМПК с целью выявления особенностей в физическом и
(или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении ребенка принимают
родители (законные представители).
Внимание: медицинское обследование детей, которым исполнилось 15
лет, проводится с их согласия.
Для проведения обследования
ребенка его родители (законные представители) предъявляют в территориальную или
центральную комиссию:
·
заявление
о проведении или согласие на проведение обследования ребенка в комиссии;
·
копию
паспорта или свидетельства о рождении ребенка (с предъявлением оригинала или
заверенной в установленном порядке копии);
·
направление
образовательной организации или другой организации, в том числе медицинской;
·
заключение
психолого-медико-педагогического консилиума или
специалистов психолого-медико-педагогического
сопровождения образовательной организации (при наличии);
·
заключение
ПМПК о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);
·
подробную
выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей медицинской
организации по месту жительства (регистрации);
·
характеристику
обучающегося, которую готовит образовательная
организация (при наличии);
·
письменные
работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной
продуктивной деятельности ребенка.
Такой порядок установлен в пунктах 12, 14, 15
Положения, утвержденного приказом
Минобрнауки России
от 20 сентября 2013 г. № 1082.
Протокол и заключение комиссия
оформляет в день проведения обследования. В случае необходимости срок
оформления протокола и заключения комиссия продлевает, но не более чем на пять
рабочих дней. Копия заключения комиссии (заверенная печатью ПМПК) и копии
особых мнений специалистов (при их наличии) согласуют с родителями (законными
представителями) детей и выдают им под подпись или направляют по почте с
уведомлением о вручении. Если родители не согласны с заключением
территориальной комиссии, они могут обжаловать его в центральной ПМПК (п. 25
Положения, утвержденного приказом
Минобрнауки России
от 20 сентября 2013 г. № 1082).
Заключение ПМПК содержит выводы о
наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом или психическом
развитии, отклонений в поведении.
Такие сведения, согласно части 1
статьи 10 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ,
являются персональными данными ребенка.
Внимание: не допускается передавать третьим лицам информацию из
заключения ПМПК без письменного согласия родителей ребенка (п. 8 Положения,
утвержденного приказом Минобрнауки
России от 20 сентября 2013 г. № 1082).
Заключение ПМПК носит для
родителей детей рекомендательный характер (п. 23
Положения, утвержденного приказом
Минобрнауки России
от 20 сентября 2013 г. № 1082). Они самостоятельно
принимают решение о том, предоставлять ли его в ОО или нет.
Если родители предоставили в
образовательную организацию заключение ПМПК о наличии отклонений в развитии и
необходимости специальных условий для образования, образовательная организация
обязана такие условия создать.
Заключение комиссии действительно
для представления в образовательную организацию в течение
календарного года с даты его получения. Если
родители не передали заключение в течение одного года, придется получать
заключение заново. Так предусмотрено в пункте
23 Положения, утвержденного приказом
Минобрнауки России
от 20 сентября 2013 г. № 1082.
Минимальный срок, на который ПМПК
может дать рекомендации по созданию специальных образовательных условий,
определяется членами ПМПК и варьируется от 3–6 месяцев до года.
Максимальный срок, на который даются рекомендации по созданию специальных
условий получения образования детьми с ОВЗ, – длительность освоения уровня
образования. При переходе с уровня на уровень фиксируются образовательные
результаты и возникают новые требования к условиям реализации программы.
Если ребенок с ОВЗ переходит на
следующий уровень общего образования и претендует на создание специальных
образовательных условий, необходимо повторное посещение ПМПК (для уточнения или
новых рекомендаций согласно уровню).
Обучение и воспитание детей с ОВЗ и
с инвалидностью в образовательной организации обеспечивает работа
педагогического коллектива – учителей и специалистов сопровождения –
педагогов-психологов, учителей-дефектологов (олигофренопедагога,
сурдопедагога, тифлопедагога), учителей-логопедов, тьюторов,
ассистентов, медицинских работников.
Ситуация: какое образование должны иметь педагоги и специалисты
сопровождения
Педагоги образовательной
организации, в том числе реализующие программу коррекционной работы, должны
иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ
подготовки:
а) по направлению «Специальное
(дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога, логопеда;
б) по специальностям
«Олигофренопедагогика», «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия»;
в) по педагогическим
специальностям или по направлениям («Педагогическое образование»,
«Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением
профессиональной переподготовки по направлению «Специальное (дефектологическое)
образование».
Педагог-психолог должен
иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ
подготовки:
а) по специальности «Специальная
психология»;
б) по направлению «Педагогика» по
образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области
психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ;
в) по направлению «Специальное
(дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки
бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц
с ОВЗ;
г) по педагогическим
специальностям или по направлениям («Педагогическое образование»,
«Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением
профессиональной переподготовки в области специальной психологии.
Учитель-логопед должен
иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ
подготовки:
а) по специальности «Логопедия»;
б) по направлению «Специальное
(дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки
бакалавра или магистра в области логопедии;
в) по педагогическим
специальностям или по направлениям («Педагогическое образование»,
«Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением
профессиональной переподготовки в области логопедии.
Воспитатели должны иметь
высшее или среднее профессиональное образование по педагогическим
специальностям с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или
повышением квалификации в области специальной педагогики или специальной
психологии, подтвержденной удостоверением о повышении квалификации или дипломом
о профессиональной переподготовке.
Педагог
дополнительного образования должен иметь высшее профессиональное
образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей
профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения, без
предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование
или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное
образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований
к стажу работы.
Все специалисты должны
пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации (в
объеме от 72-х часов) по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и (или) введения ФГОС НОО ОВЗ и
(или) ФГОС обучающихся с умственной отсталостью, подтвержденные дипломом о
профессиональной переподготовке или удостоверением о повышении квалификации
установленного образца.
Ситуация: должен ли руководитель иметь специальное образование, если
образовательная организация реализует АООП
Руководящие работники
(административный персонал) наряду со средним или высшим профессиональным
педагогическим образованием должны иметь удостоверение о повышении квалификации
(в объеме от 72-х часов) по особенностям организации обучения и воспитания
обучающихся с ОВЗ и (или) введения ФГОС НОО ОВЗ и (или) ФГОС обучающихся с
умственной отсталостью.
Как распределяются обязанности
специалистов при обучении детей с ОВЗ
Учителя и специалисты сопровождения
разрабатывают и реализуют адаптированные программы. При этом содержание
предмета адаптирует учитель, а специалисты сопровождения ему помогают в
части выявления особых образовательных потребностей и проводят
коррекционно-развивающие занятия.
Тьютор находится рядом с учеником и помогает ребенку
осваивать содержание программы.
Тьютор
может выполнять следующие функции:
1) педагога сопровождения,
воспитателя, который:
·
оказывает
помощь;
·
выполняет
рекомендации ПМПК;
·
ведет
педагогическую и воспитательную работу;
·
обеспечивает
поддержку педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых
ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса;
·
включает
ребенка с ОВЗ в детский коллектив на переменах;
·
организует
ситуацию поддержки ребенка с ОВЗ;
·
помогает
всем участникам образовательного процесса осознать, какую помощь можно оказать
ребенку с ОВЗ и как правильно это сделать;
2) специалиста службы
сопровождения, обладающего знаниями в области коррекционной педагогики,
дефектологии, психологии (психолога, социального педагога, дефектолога).
Объем работы тьютора
с ребенком определяет ПМПК – от нескольких часов до полной занятости
в день.
Например, для
учащихся с расстройствами аутистического спектра тьютор может быть рекомендован на полный день. В
этом случае он будет присутствовать на всех уроках (п. 29
Порядка, утвержденного приказом
Минобрнауки России
от 30 августа 2013 г. № 1015).
Ассистенты (помощники) оказывают
техническую помощь детям с ОВЗ и детям-инвалидам:
·
переносят
инвалидные коляски;
·
оказывают
обучающимся помощь при посещении туалетных помещений,
столовой;
·
ориентируют
ребенка в здании образовательной организации.
О необходимости организовать
техническую помощь детям с ОВЗ и с инвалидностью говорится в части 3
статьи 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, пункте
23 Порядка, утвержденного приказом
Минобрнауки России
от 30 августа 2013 г. № 1015, пунктах
18–19 Порядка, утвержденного приказом
Минобрнауки России
от 30 августа 2013 г. № 1014.
Минобрнауки
России в письме от 11 марта 2016 г. рекомендует введение
персонального ассистента в расчете одной единицы на двух детей, нуждающихся в
персональном сопровождении. Кроме того, в штатное расписание могут быть введены
штатные единицы помощника воспитателя и младшего воспитателя, на которых будут возложены функции ассистента.
Учащихся с расстройствами аутистического спектра сопровождают педагоги-психологи. Они
проводят индивидуальные занятия по развитию навыков коммуникации, поддержке
эмоционального и социального развития таких детей. На одну ставку должности
педагога-психолога приходится пять–восемь учащихся с расстройствами аутистического спектра.
Включение в штатное расписание
специалистов сопровождения зависит от рекомендаций ПМПК, которые
образовательная организация обязана выполнить.
Объем нагрузки специалиста
сопровождения зависит от числа обучающихся с ОВЗ
в организации.
Для реализации адаптированных
общеобразовательных программ в пункте
32 Порядка, утвержденного приказом
Минобрнауки России
от 30 августа 2013 г. № 1015, приведены штатные
единицы для школы:
·
учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог) на каждые
6–12 учащихся с ОВЗ;
·
учитель-логопед
на каждые 6–12 учащихся с ОВЗ;
·
педагог-психолог
на каждые 20 учащихся с ОВЗ;
·
тьютор, ассистент (помощник) на каждые 1–6 учащихся с ОВЗ.
Эти нагрузочные соотношения
являются желательными, но окончательное решение принимает учредитель
образовательной организации. Его решение зависит от финансовых,
организационных и других возможностей.
Вопрос обеспечения специалистами
сопровождения может быть решен:
·
введением
должности в штатное расписание;
·
расширением
должностных обязанностей педагогических работников – учителя-дефектолога, социального
педагога, педагога-психолога и других;
·
использованием
ресурсов других организаций на основе договора
о сетевом взаимодействии (ст. 15
Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
На уровне дошкольного образования для воспитанников с ОВЗ требования к
режиму отсутствуют, поэтому применяются СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением
Главного санитарного врача России от 15 мая 2013 г.
№ 26.
ПМПК может рекомендовать
сокращение режима пребывания, например, только в группе кратковременного
пребывания – не более 4 часов. И эта рекомендация должна быть выполнена
как педагогами дошкольной образовательной организации, так и родителями ребенка.
Режим дня
обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП
для обучающихся с ОВЗ, определен приложением
2 к СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденным постановлением
Главного санитарного врача России от 10 июля 2015 г.
№ 26.
Обычные школы, которые обучают по
АООП и АОП, используют рекомендации
к режиму дня в части:
·
учебных
занятий;
·
приема
пищи;
·
прогулок;
·
физкультурных
пауз;
·
дневного
сна (для детей первого года обучения, которые посещают группы продленного
дня).
Школа осуществляет присмотр и уход
в группах продленного дня, если организует согласно пункту
8.2 СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденных постановлением
Главного санитарного врача России от 10 июля 2015 г.
№ 26:
·
питание
(полдник);
·
прогулки;
·
дневной
сон – для детей первого года обучения.
Внимание: продолжительность учебного дня для конкретного ребенка
устанавливается образовательной организацией с учетом особых образовательных
потребностей ребенка, его готовности к нахождению в среде сверстников без
родителей. Распорядок дня обучающихся с ОВЗ должен учитывать их повышенную
утомляемость, быть здоровьесберегающим.
Обучение учащихся с ОВЗ
осуществляется только в первую смену.
Временной режим обучения детей с
ОВЗ определяется учебным планом класса (группы) или индивидуальным учебным
планом. В первой половине дня для обучающихся с ОВЗ
может быть организована как урочная, так и внеурочная деятельность, в том числе
коррекционно-развивающие занятия с логопедом, учителем-дефектологом и педагогом-психологом.
Во второй половине дня для обучающихся с ОВЗ может быть организована внеурочная
деятельность, направленная как на реализацию программы коррекционной работы,
так и на реализацию программ дополнительного образования.
В середине урока в обязательном
порядке проводится физкультурная минутка для снятия мышечного напряжения. Для
детей с нарушениями зрения в содержание физкультурных минуток обязательно
включаются упражнения на снятие зрительного напряжения, на предупреждение
зрительного утомления, на активизацию зрительной системы.
Учебную нагрузку для обучающихся с ОВЗ в неделю определяют
требования ФГОС для детей с ОВЗ и раздел
VIII СанПиН 2.4.2.3286-15.
Независимо от уровня
образования недельная образовательная нагрузка включает:
·
урочную
деятельность;
·
внеурочную
деятельность;
·
реабилитационно-коррекционные мероприятия, которые
проводят во время внеурочной или урочной деятельности.
Классы |
Урочная деятельность |
|
аудиторная недельная
нагрузка |
количество и
продолжительность уроков в день |
|
Начальное общее образование |
||
1
(1 дополнительный) класс |
21
час |
В сентябре, октябре –
до 3 уроков в день по 35 минут каждый; в ноябре–декабре – до 4
уроков по 35 минут каждый; в январе–мае – до 4 уроков по 40 минут каждый, один день в неделю – до 5 уроков – за счет урока физической культуры |
2–4 классы; 5 класс – для глухих,
слабослышащих и позднооглохших, слепых и слабовидящих обучающихся и
обучающихся с расстройствами аутистического спектра; 6 класс – для глухих обучающихся и обучающихся с расстройствами аутистического спектра |
23
часа |
До
5 уроков по 40 минут каждый |
Основное общее образование |
||
5
класс |
29
часов |
До
6 уроков по 40 минут каждый |
6
класс |
30
часов |
До
6 уроков по 40 минут каждый |
7
класс |
32
часа |
До
7 уроков по 40 минут каждый |
8–9
классы |
33
часа |
До
7 уроков по 40 минут каждый |
Среднее общее образование |
||
10–11
(12) классы |
34
часа |
До
7 уроков по 40 минут каждый |
В школе занятия для детей с ОВЗ
проводите в первую смену – с 8 часов или позднее. Учебная неделя составляет
пять дней. Проводите облегченный учебный день в среду или четверг.
Внеурочная деятельность составляет
до 10 часов в неделю в каждом классе. Из них:
·
5
и более часов занятий коррекционной направленности;
·
остальные
– на развивающие области.
Продолжительность перерывов:
·
перемен
между уроками – от 10 минут;
·
большой
перемены (после второго или третьего уроков) – 20–30 минут. Можете
установить две большие перемены (после второго или третьего уроков) по 20
минут каждая;
·
перемены
между урочной и внеурочной деятельностью – от 30 минут;
·
динамической
паузы – до 45 минут.
© Материал из Справочной системы
«Образование»
vip.1obraz.ru