10 декабря на базе МАОУ «Гимназия №1» состоялся
муниципальный семинар учителей начальных классов. Тема семинара «Формирование
навыков функционального чтения как основной составляющей функциональной
грамотности» действительно актуальная, -
отметила в приветственном слове к собравшимся директор гимназии, Новокрещенова
О.В. – В современном обществе, когда вся информация удваивается каждые два
года, краеугольным камнем обучения становится вопрос не запоминания и воспроизведения знаний, а умение работать с
информацией: добывать, обрабатывать и
применять». Актуальность обучения функциональному чтению как основе для
формирования навыков функциональной грамотности личности была раскрыта в
докладе руководителя методического объединения учителей начальных классов
гимназии Новокрещеновой Е.Д. Логичным продолжением темы семинара стала
экскурсия в информационно-библиотечный центр гимназии, в ходе которой
заведующая ИБЦ Файзуллина Г.Р. показала
как формируется читательская компетентность у школьников средствами библиотеки,
в том числе с использованием цифровых образовательных ресурсов. И,
конечно же, ценность любого семинара – это открытые уроки, где предоставляется
возможность посмотреть на практике, как применяются те или иные приемы и
методы, каков результат этой работы. Участники семинара посетили урок
литературного чтения во 2Б классе учителя начальных классов Савченко Т.А.,
стоявшей у истоков внедрения ФГОС НОО второго поколения и, как всегда,
показавшей вершину педагогического мастерства.
Урок окружающего мира в 3Г классе учителя Липовской
Ю.А. отличал высокий темп работы и большая его продуктивность. На протяжении 45
минут ученики с нескрываемым интересом и детской любознательностью открывали
тайны человеческого организма, работая с различными источниками информации.
Уроки учителя начальных классов Оленко Т.М. всегда
отличаются неожиданными находками, особой стройностью и продуманностью деталей. Ученики 4А класса продемонстрировали на
открытом уроке окружающего мира многообразие приемов чтения и способов работы с
различными текстами. Интересные творческие задания для формирования
функционального чтения увидели участники семинара и на уроке во 2Б классе
(учитель начальных классов Григорова М.А.), ребята показали слаженную работу в
группах по классификации видов транспорта. Учителя начальных классов и методист
МКУ «РМЦ» Мансурова Ф.Р. высоко оценили методическое мастерство и
профессионализм педагогов по формированию навыков функциональной грамотности на
представленных уроках и мастер –классе Иликаевой Г.З., учителя начальных
классов и заместителя директора. И, неслучайно, лейтмотивом всего выступления
Гульнары Зинатулловны стали слова Ж. Деррида «Мир есть текст». Современные
тексты видоизменились и гораздо сильнее
заполняют нашу жизнь: это и сплошные тексты такие, как статьи в
газете, произведения в книгах, тексты в учебниках, и
несплошные в виде схем, диаграмм,
разного рода инфографик, страниц в сети Интернет. В ходе мастер-класса
Гульнара Зинатулловна показала коллегам,
как можно увлекательно и эффективно обучать детей извлечению нужной информации из текстов и применению ее
в жизни, используя в качестве текстов
рекламные буклеты, всевозможные билеты, афиши, программы спектаклей, этикетки
на товарах. Это уже третий мастер-класс учителя, представленный в ходе
муниципальных семинаров для педагогов начальных
школ, и каждый раз учитель не перестает удивлять своими методическими
находками и инновациями, особенно в сфере цифровых технологий. Учителя (а в
работе муниципального семинара приняло участие 39 учителей из 25
образовательных организаций Кувандыкского городского округа) дружно выполняли
различные задания в группах в том числе и
с применением смартфонов и ИКТ, а затем обменивались приобретенным
опытом. Общее мнение всех собравшихся, переданное в онлайн режиме на монитор
организаторов и появившееся на большом экране: «Очень полезный и обучающий
семинар. Спасибо учителям гимназии за работу».