Рособрнадзор
обсудит итоги апробации модели уровневой оценки компетенций с Ассоциациями
учителей-предметников
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки детально обсудить
итоги апробации модели уровневой оценки компетенций учителей русского языка и
математики, которая является продолжением исследования компетенций учителей,
начатого в 2016 году.
Целью методики уровневой оценки компетенций, разработанной специалистами
Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена,
является получение достоверной информации об уровне профессиональной
компетентности каждого учителя и отдельных групп учителей.
В дальнейшем оценка компетенций учителей должна стать одним из элементов
национальной системы профессионального роста учителей, которую сейчас
разрабатывает Минобрнауки РФ по поручению Президента Российской Федерации.
О модели, разработанной для оценки компетенций учителей, как будет
проходить ее апробация и анализироваться результаты рассказали участники
пресс-конференции в Ситуационно-информационном центре Рособрнадзора.
«В течение длительного времени мы проводили подготовительную работу,
апробация обсуждалась и с педагогическим сообществом, и с участвующими в ней
субъектами РФ. Для нас важна добровольность участия. Результат позволит нам
говорить о возможности построения индивидуальной траектории развития
профессионализма и компетенций учителя, и здесь потребуется перестройка работы
всех институтов, которые работают над повышением квалификации учителей», — заявила
заместитель министра образования и науки РФ Татьяна Синюгина.
В апробации разработанной модели примут участие более 4,5 тысяч учителей
русского языка и математики из 13 субъектов Российской Федерации, выразивших
готовность поучаствовать в ее проведении, рассказал руководитель Рособрнадзора
Сергей Кравцов.
«Говоря о качестве образования, нельзя недооценивать роль учителя. Поэтому
оценка профессиональных компетенций учителей на разных этапах профессиональной
карьеры – это важнейшее направление образовательной политики», — заявил он.
Сергей Кравцов отметил, что результаты выполнения диагностической работы
дадут возможность учителям провести самоанализ. «Для нас важно, чтобы в первую
очередь сам учитель увидел свои сильные и слабые стороны», — сказал он.
О том, что представляет из себя разработанная модель оценки компетенций
учителей, рассказал проректор по научной работе и информатизации РГПУ имени
Герцена Михаил Пучков.
Участникам апробации предстоит выполнить диагностическую работу, включающую
20 предметных заданий, три методические задачи и одну профессиональную задачу —
проявить свои профессиональные знания и педагогический опыт в предложенной
ситуации. Кроме того, участникам апробации предстоит провести открытый
видеоурок, который оценят федеральные и региональные эксперты.
В ходе апробации будет также собрана контекстная информация, необходимая
для анализа результатов исследования (стаж, квалификационная категория, учебная
нагрузка, используемые учебно-методические комплекты и прочее).
Для выполнения работы каждому участнику апробации будет предоставлен
электронный личный кабинет. Личные кабинеты созданы и для региональных
экспертов, которые будут участвовать в проверке диагностических работ. Система
личных кабинетов позволит передавать работы учителей по сети Интернет для
проверки экспертами из других регионов.
Персональные результаты участия учителей в апробации не подлежат
разглашению. Анализ результатов апробации будет проведен на общем массиве
обезличенных данных.
Участие в разработке и экспертизе модели приняли Российская академия
образования, ассоциации учителей математики и литературы и русского языка,
специалисты Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки
работников образования (АПКиППРО).
«Сейчас мы находимся на этапе выбора инструментария для оценки компетенций.
Это первый подход к тому, чтобы выработать систему в помощь учителю, который
хочет повысить свою квалификацию, с одной стороны, и, с другой стороны,
увидеть, чего он стоит сам по себе. Мы в начале большого, долгого и интересного
пути», — отметил вице-президент Всероссийской ассоциации учителей математики
Максим Пратусевич.
«Сам подход к выработке инструментария независимой оценки профессионального
развития наших педагогов – абсолютно правильный. Учителю, как никому другому,
очень важно оценить, насколько он находится на уровне требований, предъявляемых
временем. Но здесь не нужно спешить, действовать надо очень осторожно и
постепенно. Требуется серьезная проработка методического сопровождения и
большая разъяснительная работа», — заявила председатель координационного совета
Ассоциации учителей литературы и русского языка Людмила Дудова. Она отметила,
что большой интерес педагогов вызвали включенные в исследование
профессиональные задачи.
Своими впечатлениями от участия в апробации поделилась учитель математики
гимназии № 2 «Квантор» городского округа Коломна Светлана Кузнецова. «Первый
этап участия в исследовании, который я прошла – это видеоурок. Я считаю, что
это полезно. Любой спортсмен пересматривает свои выступления, любой артист
смотрит потом, как он выглядел на сцене, делает замечания самому себе и вносит
корректировки. Посмотреть на себя со стороны было очень любопытно, ведь во
время урока мы можем чего-то не замечать», — сказала она.
Педагог предложила дополнить видеозапись урока возможностью для учителя
прокомментировать свои действия на уроке для оценивающих его экспертов и
ответить на их вопросы.
Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов предложил обсудить результаты
апробации модели на заседаниях Всероссийской ассоциации учителей математики и
Ассоциации учителей литературы и русского языка с участием педагогов,
испытавших данную модель оценки на себе.
«Мы готовы к обсуждению, готовы учитывать пожелания и вносить коррективы.
Сейчас важно отработать технологию, методологию, обсудить результаты и затем
думать о продолжении этой работы», — сказал руководитель Рособрнадзора.