Работа над темой "Развитие творческих способностей на уроках русского языка по учебнику М.С. Соловейчик"
В настоящее время, когда перед начальной школой стоит задача
воспитания творческой личности, необходим поиск наиболее оптимальных
путей обучения в развитии творческих способностей.
Учебник М.С.Соловейчик «К тайнам нашего языка» широко реализует
возможности учителя в развитии у ребенка гибкости ума, оригинальности
мысли, систематичности и последовательности, способности рисковать и не
бояться ответственности.
Каждый урок русского языка – маленькое детское открытие. Решая
творческие задачи, дети испытывают радость приобщения к творческому
мышлению. Главное, дать больше свободы ребенку для творческого
самовыражения. Приведу примеры видов творческих заданий.
Развивая воображение и представление предлагаются следующие
задания.
- Представь картинку и узнай цветок по описанию. Дай отрывку два
заголовка. В первом используй название предмета, с которым писатель
сравнивает цветок. Во втором по-деловому назови растение.
«Еще снег не везде сошел, а уже эти цветы распускаются. Кругленькие,
как солнышко, желтенькие, как солнышко, веселенькие, как солнышко».
Для развития творческих способностей младших школьников огромное
значение имеют частично-поисковые задания, рассчитанные на мыслительную
деятельность логического уровня.
- Каких слов недостает в каждой группе?
Утро,…., ночь; осень,…..; секунда,…….
- Что общего и что различного в значении слов каждой группы?
Дождик, ливень; лить, идти, капать.
- Соедини слова по смыслу.
- Запиши пару, в которой на работу выйдет «ь».
- Объясни, что он будет делать.
- Исправь орфографические ошибки.
- Найди слова, в которых, применяя правила, ты можешь решить орфографические задачи и оставить «окошки» в других.
- Выбери, как лучше назвать историю
Еще одним из эффективных средств развития творческих способностей
являются эвристические задачи. Такие задачи требуют «открыть»
специфический способ достижения поставленной цели. Они вовлекают детей
в творческую поисковую деятельность. Выполнение этих заданий требует
умения работать с алгоритмам, т.е. планировать последовательность
действий для достижения какой-либо цели.
- Объясни выбор букв
- Как девочка постаралась избежать ошибок? Как проверяла себя после записи
- Как украсить бутерброд?
- Придумай, что произошло в продолжение истории
Большей или полной самостоятельности требуют собственно творческие
задания. Они рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный,
нетрадиционный подход и творческое применение знаний. Например:
- конструирование слов, предложений, систем письма;
- составление схем-моделей предложений; предложений из слов; слов из слогов;
- построение языковых структур-таблиц, схем, алгоритмов решения грамматико-орфографических задач по правилам;
- создание текстов различных типов и назначений (письма, записки, рецепты, комиксы, этюды, загадки, сочинения);
- построение доказательств и иных логических фигур (сравнений, рассуждений и т.д.);
- изобретение языковых игр, кроссвордов;
- подбор слов синонимов, антонимов к данному; и др.
Все эти виды заданий, доступные младшим школьникам, дают возможность
творческого самовыражения и развивают их творческие способности.
|