Работа по теме:" Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку как средство формирования лингвистической компетентности".
Повышение социального статуса знаний в современном обществе, большой
спрос на специалистов с высшим образованием, стремление родителей
обеспечить своих детей качественным образованием приводят к
необходимости повышения его качества и обеспечении его доступности. На
решение этих задач направлено введение единого государственного
экзамена. Цель ЕГЭ - обеспечение единого содержания образования при
строгом соблюдении образовательных стандартов.
В связи с переходом от знаниевой парадигмы к культуросообразной на
педагогов возлагается большая ответственность по формированию у
учащихся универсальных способов познания, ключевых и специальных
компетентностей, необходимых для успешной социализации. Особая роль в
этом принадлежит формированию коммуникативных навыков, практических
речевых умений, которые в полной мере реализуются при изучении
школьного курса русского языка, а экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ
требует от учащихся специальных лингвистических знаний, умения
анализировать тексты различных типов и стилей речи, создавать
собственные тексты. Учащиеся должны уметь рассуждать на предложенные
темы, адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям
действительности, к прочитанному и услышанному, высказывать свою точку
зрения, аргументировать её, делать выводы.
Несмотря на ежегодное усложнение экзаменационных заданий, количество
учащихся, предпочитающих эту форму государственной аттестации, заметно
увеличивается. Сказывается то, что с каждым годом возрастает количество
вузов в стране, которые принимают результаты ЕГЭ в качестве
вступительного экзамена.
На протяжении 5 лет гимназия №1 г.Кувандыка принимает активное
участие в эксперименте по проведению ЕГЭ. У учителей русского языка
накоплен большой опыт в подготовке учеников к сдаче единого
государственного экзамена. Но имеются и свои проблемы. Это мизерное
количество часов, отводимых на изучение русского языка на третьей
ступени обучения (1 час в неделю), трудности с тренировочным и
контрольно-измерительным материалом (учителю приходится тратить немалые
деньги на распечатку тренировочных и контрольных тестовых заданий ЕГЭ)
. Тем не менее, педагоги и выпускники гимназии имеют определенные
успехи. В 2003 году высший балл по русскому языку в районе получила
Шляндина И. (учитель Биктяшева С.З.); в 2004 году 90 баллов - Ковалева
Е. (учитель Тимирова В.Н.); в 2005 году – 97 баллов - Бикбердина А.
(учитель Яшникова С.А.); в 2006 году 97 баллов (высший балл в области)
– Каримова Р. (учитель Шиповская С.В.). Навыки интеллектуального труда,
полученные при подготовке к такому серьёзному испытанию, как ЕГЭ,
помогают выпускникам гимназии становиться студентами различных вузов
России. По итогам экзамена 2006 года 66% выпускников поступили в высшие
учебные заведения; 57% использовали результаты ЕГЭ. Из них 65% -
результаты ЕГЭ по русскому языку. Как мы видим, экзамен по русскому
языку востребован и подготовка к нему требует дальнейшего
совершенствования.
Система подготовки к ЕГЭ, глубокое знание предмета позволяют
выпускникам свободно ориентироваться в новых условиях и уметь при
необходимости перестраиваться на традиционные формы экзаменов.
Сформированная языковая и коммуникативная компетентности, практическое
владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, являются
одним из важных показателей готовности учащихся к жизни в новых
условиях быстро развивающегося общества. |