опыта: Организация театрализации в ДОУ средствами
проектной деятельности со старшими дошкольниками.
Источник изменений: Противоречия между
высоким уровнем потребностей родителей, педагогов, дошкольников и отсутствием
комплекса методических разработок на практике.
Идея изменений: Реализация проектной
деятельности в процессе театрализации позволит обеспечить поэтапную подготовку
к постановкам в ДОУ.
Новизна: Развитие сценического творчества средствами
театрализации через проектную деятельность.
Риски: Отсутствие должной заинтересованности у
родителей дошкольников.
В книге
В. Емельянова «Развивающие голосовые игры» я прочитала: «Если вы не работаете по
какой-нибудь системе, выдумайте свою: любую! Выдумав, придерживайтесь ее. Лучше плохая
система, чем талантливая ежедневная импровизация. Для детей талантливая
импровизация педагога при отсутствии системы — только куча положительных эмоций, восхищение и
любовь, но никакого движения вперед, и каждый раз — с нуля». И я заняла такую позицию – работа в театрализации
средствами проектной деятельности.
Я
уверена, что сейчас такое время, когда о чем бы ни заговорили, будь то
наука, образование или искусство, — все
обрастает
массой проблем. Да, наше время — время
стрессов, резких взлетов и
еще более резких падений в судьбах людей. Пресса, телевидение, фильмы, даже
детские мультики несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена
отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на
незащищенное
эмоциональное поле ребенка. Как уберечь его от такой страшной разрушительной
силы?
Самое
время вспомнить о развитии театрализации, где дети получают нравственное и
художественно-эстетическое обогащение.
Бытует
мнение, что пьесы нужно обязательно смотреть, а со слуха они якобы не
воспринимаются, тем более – детьми. И я считаю, что в этом смысле читать пьесы
и ставить их самим детям это более чем актуально.
«Примеривание»
на себя в процессе чтения разных характеров, способов реагирования и ситуаций,
по моим наблюдениям, сказывается благотворно на детской психике. Получается,
моя работа - это что–то вроде душевной гимнастики, которая, в свою очередь,
развивает эмоциональную сферу.
Конечно,
театральные постановки в условиях детского учреждения по многим причинам
осуществлять сложно. Но если действовать согласно составленному проекту, то
можно, не замечая времени, репетировать отдельные картины.
Главное
– не обидеть кого – то из детей отрицательной ролью или вовсе лишить её.
Всех занимаю, если не ролью, то
пересказом содержания, предшествовавшего демонстрируемой сцене, работой с
занавесом и сменой декораций, звукоподражаниями, согласно проекту. А про
отрицательную роль, если она ребенка обижает, говорю, что только особо
талантливые актеры умеют играть персонажей, с которыми у них нет ничего общего
в характере.
И моя
главная цель в этой теме – не произвести впечатления на взрослых, а укрепить и
облагородить души детей.
Я не
сомневаюсь в актуальности этой проблемы:
ведь детская игра на сцене детского сада – это шаг на большую сцену, имя
которой – жизнь. Каждый ребенок в будущем должен уметь владеть собой, скрывать
или выражать свои эмоции. В этом стараюсь помочь дошкольникам.
Первым
шагом стал выбор направления, средств и форм работы.
Для
этого подобрала литературу, которая позволила участвовать детям в творческом
процессе инсценирования, решающем многие аспекты воспитания. Это
прежде всего
нравственное воспитание и эстетическое. Этим целям в полной мере отвечают
небольшие инсценировки, постановки сказок.
А
сказки в свою очередь – наиболее понятный и любимый детьми жанр, который я и
применяю. Они учат доброте, честности, порядочности, взаимовыручке, умению
сопереживать. Сказки несут в себе то тепло, которого порой так не хватает
детям. А поэтика и мелодика языка пробуждают глубинные чувства, рождают
эмоциональный, душевный отклик. Для
себя определила пути решения проблемы:
Реализация проектов
позволяет задействовать различные виды деятельности:
изобразительную,
музыкальную, хореографическую, литературное устное творчество. Это позволяет
раскрыть разнообразные способности каждого участника проекта.
На мой
взгляд, лишь использование разнообразных методов (наглядного словесного,
проблемного, от противного, эвристического, метода убеждения, метода побуждения к сопереживанию,
сказкотерапии) и приемов (игрового, приёма активизации мышления, приёма
привлечения внимания детей, показа, сопоставления, сравнения), позволило мне
работать наиболее продуктивно, используя
проектную деятельность.
Работу
по этой проблеме начала с середины 2004 учебного года в старшей и частично
подготовительной группе, во второй половине дня, в свободное от занятий время,
в процессе чтения сказок и сюжетно – ролевых игр.
Эта деятельность сопровождалась
пересказами, вопросами, описанием увиденного на иллюстрациях. Вместе с детьми
прочитывала и анализировала содержание и характеры персонажей сказок, спектаклей,
отрабатывала мимические, пантомимические движения. Знакомила детей с миром Театра, чтобы они
полюбили его, чтобы он стал частью их культурной жизни в будущем.
В
процессе всей работы мной были сформулированы основные моменты режиссерских игр
и постановок в театрализации сказок:
пространство,
тем легче увлечь детей сюжетом сказки, игрой , спектаклем.
Перед детьми ставлю следующую задачу – делать на сцене не то, что
он хочет, а действовать в образе и по сюжету, то есть делать то, что делает его
персонаж. Методом театральных этюдов, с помощью игры – импровизации на
репетициях я помогала понять детям, какое «действие» совершает его персонаж в
спектакле. Удивлялась, какие неожиданные решения в этюдах принимали дети. Особо
хочу
выделить то, что дети, проникаясь духом образа, самостоятельно находили решение
жеста, мимики, удивляя меня свободной игрой.
Одновременно это и разделы очередного моего
проекта «Этапы постановки спектаклей в ДОУ со старшими дошкольниками»
Всю работу строю на использовании театральной педагогики — технологии
актерского мастерства. Техника речи, сценическое движение, этюды без слов и со
словами, применение на занятиях аудио- и видеозаписей, знакомство с
театральной азбукой — вот неполный перечень задействованных мной приемов.
Я
занимаюсь с детьми в возрасте от 5 до 7 лет в театральной студии «Мальвина».
Как итог занятий первого полугодия — в конце ноября проводим отчетные «Малые
театральные встречи» где ставим небольшие постановки. В Международный день
театра (27 марта) - начинается традиционная Театральная неделя, когда
играем подготовленные большие премьеры.
За 5 лет – 4 большие премьеры. Это ли не результат.
Ещё один
немаловажный момент - без зрителей все мы прекрасные актеры...
Но вот когда стихает зал, открывается
бесшумно занавес и музыка будит тишину... А в зале притихли и смотрят на тебя
такие же дети, а главное — папа, мама, бабушка, дедушка... Ведь это им он
хочет показать, что он умеет, на что он способен. Он становится Героем. Из робкого
мальчика превращается в озорного Буратино, а из капризной девочки в добрую и
чуткую Золушку. И такое возможно только в Театре...
Формируя нравственное начало личности дошкольника через театрализацию
средствами проектной деятельности,
выделю следующие пути решения этой проблемы:
Такая форма работы в рамках проектной деятельности
позволила мне объединить стремления и более полно реализовать потенциальные
возможности и способности всех участников проекта, выработать собственный
аналитический взгляд на сложившуюся проблему. |