Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 03.05.2024, 10:47

Управление образования АМО Кувандыкский городской округ

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Дошкольное образование » Диссеминация опыта

Победитель гранта Губернатора Оренбургской области, 2009 г.

 опыта: Организация театрализации в ДОУ средствами проектной деятельности со старшими дошкольниками.

Источник изменений: Противоречия между высоким уровнем потребностей родителей, педагогов, дошкольников и отсутствием комплекса методических разработок на практике.

Идея изменений: Реализация проектной деятельности в процессе театрализации позволит обеспечить поэтапную подготовку к постановкам в ДОУ.

Новизна:  Развитие сценического творчества средствами театрализации через проектную деятельность.

Риски:  Отсутствие должной заинтересованности у родителей дошкольников.

В книге В. Емельянова «Развивающие голосовые игры» я прочитала: «Если вы не работаете по какой-нибудь систе­ме, выдумайте свою: любую! Выдумав, придерживайтесь ее. Лучше плохая система, чем талантливая ежедневная им­провизация. Для детей талантливая импровизация педагога при отсутствии системы — только куча положительных эмо­ций, восхищение и любовь, но никакого движения вперед, и каждый раз — с нуля». И я заняла  такую позицию – работа в театрализации средствами проектной деятельности.

Я уверена, что сейчас такое время, когда о чем бы ни заговорили, будь то наука,  образование или искусство, — все обрастает массой проблем. Да, наше время — время

стрес­сов, резких взлетов и еще более резких падений в судьбах людей. Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мульт­ики несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раз­дражающими явлениями. Все это обрушивается на незащи­щенное эмоциональное поле ребенка. Как уберечь его от та­кой страшной разрушительной силы?

Самое время вспомнить о развитии театрализации, где дети получают нравственное и художественно-эстетическое  обогащение.

Бытует мнение, что пьесы нужно обязательно смотреть, а со слуха они якобы не воспринимаются, тем более – детьми. И я считаю, что в этом смысле читать пьесы и ставить их самим детям это более чем актуально.

«Примеривание» на себя в процессе чтения разных характеров, способов реагирования и ситуаций, по моим наблюдениям, сказывается благотворно на детской психике. Получается, моя работа - это что–то вроде душевной гимнастики, которая, в свою очередь, развивает эмоциональную сферу.

Конечно, театральные постановки в условиях детского учреждения по многим причинам осуществлять сложно. Но если действовать согласно составленному проекту, то можно, не замечая времени, репетировать отдельные картины.

Главное – не обидеть кого – то из детей отрицательной ролью или вовсе лишить её. Всех   занимаю, если не ролью, то пересказом содержания, предшествовавшего демонстрируемой сцене, работой с занавесом и сменой декораций, звукоподражаниями, согласно проекту. А про отрицательную роль, если она ребенка обижает, говорю, что только особо талантливые актеры умеют играть персонажей, с которыми у них нет ничего общего в характере.

И моя главная цель в этой теме – не произвести впечатления на взрослых, а укрепить и облагородить души детей.

Я не сомневаюсь  в актуальности этой проблемы: ведь детская игра на сцене детского сада – это шаг на большую сцену, имя которой – жизнь. Каждый ребенок в будущем должен уметь владеть собой, скрывать или выражать свои эмоции.  В этом  стараюсь помочь дошкольникам.

Первым шагом стал выбор направления, средств и форм работы.

Для этого подобрала литературу, которая позволила участвовать детям в творческом процессе инсценирования, решающем многие аспекты воспитания. Это

прежде всего нравственное воспитание и эстетическое. Этим целям в полной мере отвечают небольшие инсценировки, постановки сказок.

А сказки в свою очередь – наиболее понятный и любимый детьми жанр, который я и применяю. Они учат доброте, честности, порядочности, взаимовыручке, умению сопереживать. Сказки несут в себе то тепло, которого порой так не хватает детям. А поэтика и мелодика языка пробуждают глубинные чувства, рождают эмоциональный, душевный отклик.

Для себя определила пути решения проблемы: 

Реализация проектов позволяет задействовать различные виды деятельности:

изобразительную, музыкальную, хореографическую, литературное устное творчество. Это позволяет раскрыть разнообразные способности каждого участника проекта.

На мой взгляд, лишь использование разнообразных методов (наглядного словесного, проблемного, от противного, эвристического, метода убеждения,  метода побуждения к сопереживанию, сказкотерапии) и приемов (игрового, приёма активизации мышления, приёма привлечения внимания детей, показа, сопоставления, сравнения), позволило мне работать наиболее продуктивно, используя  проектную деятельность.

Работу по этой проблеме начала с середины 2004 учебного года в старшей и частично подготовительной группе, во второй половине дня, в свободное от занятий время, в процессе чтения сказок и сюжетно – ролевых игр.

    Эта деятельность сопровождалась пересказами, вопросами, описанием увиденного на иллюстрациях. Вместе с детьми прочитывала и анализировала содержание и характеры персонажей сказок, спектаклей, отрабатывала мимические, пантомимические движения.  Знакомила детей с миром Театра, чтобы они полюбили его, чтобы он стал частью их культурной жизни в будущем.

В процессе всей работы мной были сформулированы основные моменты режиссерских игр и постановок в театрализации сказок:

пространство, тем легче увлечь детей сюжетом сказки, игрой , спектаклем.

Перед детьми ставлю  следующую задачу – делать на сцене не то, что он хочет, а действовать в образе и по сюжету, то есть делать то, что делает его персонаж. Методом театральных этюдов, с помощью игры – импровизации на репетициях я помогала понять детям, какое «действие» совершает его персонаж в спектакле. Удивлялась, какие неожиданные решения в этюдах принимали дети. Особо

хочу выделить то, что дети, проникаясь духом образа, самостоятельно находили решение жеста, мимики, удивляя меня свободной игрой.

    Одновременно это и разделы очередного моего проекта «Этапы постановки спектаклей в ДОУ со старшими дошкольниками»

Всю работу строю на использовании театральной педагогики — технологии актерского мастерства. Техника речи, сценическое движение, этюды без слов и со словами, применение на занятиях аудио- и видео­записей, знакомство с театральной азбукой — вот неполный перечень задействованных мной приемов.

Я занимаюсь с детьми в возрасте от 5 до 7 лет в театральной студии «Мальвина». Как итог заня­тий первого полугодия — в конце ноября проводим отчет­ные «Малые театральные встречи» где ставим небольшие постановки. В Международный день театра (27 мар­та) - начинается традиционная Театральная неделя, когда играем  подготовленные большие пре­мьеры. За 5 лет – 4 большие премьеры. Это ли не результат. 

Ещё один немаловажный момент - без зрителей все мы прекрасные актеры...

    Но вот когда стихает зал, открывается бесшумно за­навес и музыка будит тишину... А в зале притихли и смот­рят на тебя такие же дети, а главное — папа, мама, ба­бушка, дедушка... Ведь это им он хочет показать, что он умеет, на что он способен. Он становится Героем. Из роб­кого мальчика превращается в озорного Буратино, а из кап­ризной девочки в добрую и чуткую Золушку. И такое возможно толь­ко в Театре...

Формируя нравственное начало личности дошкольника через театрализацию средствами проектной деятельности,  выделю следующие пути решения этой проблемы:

Такая форма работы в рамках проектной деятельности позволила мне объединить стремления и более полно реализовать потенциальные возможности и способности всех участников проекта, выработать собственный аналитический взгляд на сложившуюся проблему.

Категория: Диссеминация опыта | Добавил: Наталья_Анатольевна (22.04.2009)
Просмотров: 1329 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Год памяти и славы
gosuslugi.ru
Персональныеданные
Мин-во образования
ЕГЭ-2020
ОГЭ-2020
Рособрнадзор
НОКО
Вход на сайт

Copyright MyCorp © 2024