Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 26.04.2024, 16:55

Управление образования АМО Кувандыкский городской округ

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Дошкольное образование » Диссеминация опыта

Участница гранта Губернатора Оренбургской области

Условия возникновения, становления опыта

 Становление опыта началось в 2005 году. После того как выбор программы «Радуги» был сделан,  вопрос о необходимости выстроения последовательности дальнейших шагов был решен. И на шаге, когда работа проросла в методику, перед педагогами встал вопрос – как организовать, спланировать работу детского сада, чтобы способствовать развитию способности, помогающей не только выживать, но и успешно действовать в различных, жизненных ситуациях. В ходе  различных  разработок, апробаций планирования, было обращено внимание  на эффективное  средство  предоставления последовательной познавательной информации через работу по недельной  теме. Тематическое планирование широко используется в работе с детьми, имеющими какие – либо отклонения в развитии, например в логопедической группе. Но наше тематическое планирование  построено не по принципу группировки учебного материала, а по принципу его систематизации и направлено на формирование у детей основ диалектического мировоззрения, раскрытие  их творческого потенциала, развитие  способностей и умений самостоятельно, активно познавать окружающий мир.  Так как данный принцип  в литературе мало разработан, у педагогов детского сада возникли затруднения в практической деятельности, которые  мы попытались решить через создание методической работы по данному планированию и разработку творческой группой методических материалов и введения формы тематического планирования с опорой на программу.

 Актуальность опыта

Исходя из главной задачи российской образовательной политики, прописанной в Концепции модернизации российского образования на период  до 2010 года – «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства», учитывая актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов методической работы с кадрами целью повышения профессионального  мастерства педагогов оказания методической помощи.

 Практическая значимость

 В российской дошкольной образовательной практике сложилась ситуация диктата плана: план пишется воспитателями и исполняется как обязательный документ, вне зависимости от сложившейся ситуации. Это происходит в том числе и потому, что воспитатели не привыкли пользоваться информацией, полученной от детей. В психологии процесс получения информации от партнера по общению называется «обратная связь», и только взаимодействие, построенное на основе «обратной связи», можно считаться адекватным. Воспитателями обратная связь игнорируется, особенно в процессе планирования. Таким образом, возникает проблема противоречия планирования и ситуативного реагирования, импровизации, планирования и реальных интересов и потребностей детей.  Отсюда вторая проблема нашей практики – понимание степени свободы образования в дошкольном возрасте.  У воспитателей возникает опасение, что дети,  не участвующий в общих, привычных нашей практике занятиях, не научаться чему-либо важному, не будут подготовлены к школе. Не говорите: «Они не сумеют». Дети не планируют свое собственное образование и занятость только потому, что мы с вами и не предлагаем и не даем это делать.

               Задача педагогов – подвести детей к пониманию системности, целостности реального мира, вечно изменяющегося, во множестве разнообразных проявлений. Через формирование представлений о своей сущности, животном, растительном, предметном мире, подвести к элементарному пониманию общих законов бытья, о взаимосвязи всего  сущего. Научно обосновать такой подход к планированию нам позволили результаты многочисленных исследований, в которых прослеживается тенденция к пониманию характера интеллектуального развития детей как активно творческого (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, В.Т.Кудрявцев, М.М.Поддьяков и другие). Ученные доказывают, что дети не репродуктивно усваивают общественно-исторический опыт, они могут далеко выходить за его границы, проявляя при этом творчество, самостоятельно добывая полученные знания, открывая для себя новые способы мыслительных действий. Это важная закономерность развития дошкольников. Осознание ее помогает так построить педагогическую деятельность (процесс общения, обучения), чтобы поддерживать, стимулировать активно творческое стремление ребенка к явлениям окружающей жизни – как в плане их восприятия и познания, так и в плане их практического преобразования, ведь, если мы хотим, чтобы какая-то деятельность усваивалась ребенком успешно, необходимо, чтобы это усвоение происходило творчески. Творческий характер интеллектуального развития проявляется в единстве двух противоположных тенденций: с одной стороны, как постоянный рост неопределенности основных психических образований, а с другой – как непрерывное преодоление этой неопределенности с помощью все более усовершенствованных способов и средств познавательной деятельности. Причем, как отмечают ученые, дети идут по пути систематизации своих представлений, знаний об окружающем мире, упорядочивания их.

На сегодняшний день наш образовательный процесс (Таблица №1) мы рассматриваем не только как взаимодействие педагога и ребенка в процессе воспитания и обучения, но и как создание непрерывной системы организованной жизнедеятельности детей на основе постоянно обновляющихся подходов к функционированию и развитию образовательного учреждения. Первым шагом в модернизации деятельности ДОУ стало привлечение родителей, так как они наши основные «заказчики и потребители образовательного продукта» к разработке и созданию  планирования образовательного процесса. Совместно с ними выработали содержательные линии образовательного процесса. (Приложение 1)

 В соответствии с содержательными линями в планировании ДОУ был выделен и внедрен ряд нововведений, в которых раскрыли идеи планирования:

   По своему содержанию данный подход соответствует принципам программы «Радуга». Назрела  необходимость создания системы методической  работы по данной проблеме (Приложение 2).

 В ДОУ сформирована картотека литературы по данной проблеме. Проводились консультации, теоретические семинары, семинары-практикумы.

 Намеченный уровень развития детей, характер их интересов – основа планирования и организация воспитательно-образовательного процесса. Организационная деятельность с детьми осуществляется через недельно-тематическое планирование (Приложение 3). Наше тематическое планирование включает 36 тем, рассчитанных на тридцать шесть учебных недель в течение учебного года. Каждая тема прослеживается в течение недели с повторным наложением далее. Тема определяет общее направление работы на предстоящий месяц, а название каждой недели – узловатые понятия, ключевые слова, которые рассматриваются и обсуждаются в рамках данной темы. Тематическое направление охватывает все формы образовательной деятельности. Оно включает  занятия, традиции группы (сетка разработана по программе «Радуга»), которые организуются в соответствии с учебным планом детского сада.  Для учебных занятий отводится 25-30% времени, остальное время дети занимаются по выбору в уголках развития, кушают, занимаются самообслуживанием, играют и т.д. Режим дня разработан с одной целью: как можно меньше прерывать и мешать деятельности детей. Каждая тема имеет научное и практическое обоснование, указывается: чему может научиться ребенок и что дает это в плане личностного развития. Цель данного планирования – научить детей активно действовать в настоящей и будущей жизни, уметь рефлектировать свое собственное поведение, мысли, чувства, воспринимать других и взаимодействовать с ними, а также осуществлять самостоятельно и ответственно собственную деятельность. В основе данного планирования лежит программа «Радуга», ее главные задачи по разделам. У нас в сентябре проводится  первый методический совет. Не дежурный, а тематический. На нем  и оговариваются предположительные планы и результаты.

 Хорошим стимулом для раскрытия темы являются проводимые  смотры-конкурсы уголков развития, системы планирования, «Лидер воспитания», которые способствуют развитию инициативы и творческого потенциала воспитателя, выявить передовой опыт (Таблица №2).

В результате совместной деятельности администрации, творческой группы, воспитателей ДОУ с родителями, а также на основе проведенных маркетинговых исследований были определены новые ориентиры и разработана новая структура планирования  воспитательно-образовательного процесса (Приложение 4).

Введение формы недельно-тематического планирования работы с детьми и их родителями было признано оправданным и эффективным, так как позволило:

Воспитателям - 

Родителям – 

Администрации – 

Педагоги ДОУ принимают активное участие в методической работе УОАМО  района. Предложенный опыт успешно принимают педагоги г. Кувандыка, некоторые сельские детские сад района, г. Медногорск, которые неоднократно приезжали на семинары, МО, консультации.

Одной из первостепенных управленческих задач ДОУ является разделение ответственности, создание таких условий для деятельности педагога, обеспечении такого уровня мотивации, постановку его в такую ситуацию, которые предполагают выбор: от рутинного движения в сторону творческого, новаторского отношения к собственной деятельности. Чем и явилась подпрограмма «Дошколята» /педагогические кадры/ (Приложение 5), которая помогает педагогам повысить профессиональную компетентность, проявить себя творческими личностями, применить на практике полученные знания, сделать воспитательно-образовательно-оздоровительный процесс интересным и увлекательным.

Ряд педагогов подтвердили первую квалификационную категорию: Озерная Т.В., Ляшенко Л.М., а двое повысили: Матюхина М.В., Пешкова О.О.- первая квалификационная категория.

Главным итогом модернизации планирования в ДОУ стало создание целостной, гибкой, демократичной системы организации не только образовательного процесса, но и всей жизнедеятельности ДОУ в целом.

 Адресная направленность

Опыт может представлять интерес для ДОУ, где осуществляется деятельностный подход в воспитании и образовании детей.

Категория: Диссеминация опыта | Добавил: Наталья_Анатольевна (18.04.2009)
Просмотров: 1399 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Год памяти и славы
gosuslugi.ru
Персональныеданные
Мин-во образования
ЕГЭ-2020
ОГЭ-2020
Рособрнадзор
НОКО
Вход на сайт

Copyright MyCorp © 2024