Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 29.04.2024, 08:01

Управление образования АМО Кувандыкский городской округ

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Дошкольное образование » Диссеминация опыта

Обобщение опыта работы

«Инновационные практики», «экспериментальная деятельность», «режим поиска», «педагог-новатор», «передовой опыт», «школа мастерства» – все эти термины и понятия являются лишь попыткой отразить необходимость изменений в образовании, требующем кардинальных перемен. Изменения эти коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования. Система дошкольного образования стала представлять собой многофункциональную сеть дошкольных детских учреждений, ориентирующихся на потребности общества. Требования к выпускнику ДОУ меняются, хотя в разное время это происходит с разной скоростью,  сегодняшним дошкольникам в любом случае предстоит жить в мире, устроенном иначе, чем прежде.

2.Обоснование противоречий: В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, способной рассуждать, делать выводы, строить замыслы конструкций, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Дошкольный возраст уникален, ибо качество  сформированности ребенка программирует его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение детей технологии творчества. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всём!». Развить творческое воображение дошкольников можно при условии:

1. если  Технология ТРИЗ будут использоваться на учебных занятиях, в организации самостоятельной деятельности детей, в  работе с родителями;

2. если система отношений  педагога с детьми будет строиться на основе сотрудничества, а обучение будет носить проблемный характер;

3. если  педагог будет владеть технологией ТРИЗ и развивающим обучением.

4. если  педагог будет обладать нестандартным мышлением, теоретическими знаниями и практическим опытом

3.Актуальность, значимость опыта: Целью данной технологии является, с одной стороны, формирование у детей таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, с другой - поисковой активности, стремления к новизне, склонности к творческому воображению. Ведь именно наши психологические качества определяют легкость и быстроту усвоения информации, понятий, принципов и т.п. Младшие дошкольники почти не имеют психологических барьеров, а вот у старших дошкольников они уже наблюдаются. А ТРИЗ позволяет их снять, «убрать» боязнь перед новым, неизвестным, сформировать у детей представление о жизненных и учебных проблемах не как о непреодолимых препятствиях, а как об очередных задачах, требующих решения.

Данный опыт поможет педагогам  с младшего дошкольного возраста развивать у детей нестандартное мышление. Предлагаемый автором комплекс приёмов, направлен на развитие  творческих и умственных способностей, поможет воспитателям стимулировать познавательные интересы детей, изменит их отношение к занятиям, окажет положительное влияние на уровень  развития творческого воображения.

4. Теоретическое обоснование опыта: Теория ТРИЗ возникла в конце 40 х годов, Генрих Саулович Альтшуллер – автор Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) . В дошкольный мир пришла в 1987 году.   В основу теории вошло утверждение, что все системы возникают в силу объективных законов, путём преодоления противоречий Академик Н.Амосов отмечал: «Я убеждён, что правильно поставленная работа с дошкольниками может существенно повысить интеллектуальный потенциал целого народа». Технология ТРИЗ имеет своей целью показать некоторые пути воспитания творческой личности в условиях детского сада на основе развития творческого воображения и сущности теории решения изобретательских задач. В основу моего опыта легли  разработки С.Н. Котова, А.И. Никашина «Дидактические игры для развития творческого воображения детей», опыт работы  педагогов г.Ульяновска по технологии ТРИЗ, которые  адаптировали технологию  для дошкольников, в доступной форме разработали  подачу разных методов этой технологии: метод фокальных объектов, метод каталога, метод морфолического анализа и т.д.  Также мною использовались разработки А.М.Страунинг, А.И.Никашина «Системный подход по ознакомлению с окружающим миром и развитии фантазии». Описанная на примерах и играх-занятиях методика ознакомления детей с окружающим миром позволяет не только формировать системное мышление, но и развивать воображение ребёнка. Эти качества в сочетании с диалектическим мышлением раскрывают творческий потенциал личности, позволяют оценить прошлое и настоящее, спрогнозировать будущее.

5. Новизна опыта: Творческая деятельность-эта такая деятельность, которая создаёт нечто новое, отличающее от образца. Чем больше информации - тем больше следов в мозге, чем больше мы будем знакомить детей с окружающей действительностью, тем больше будет поле для творческой деятельности ребёнка. Наш мозг способен творчески перерабатывать увиденное, мы сможем фантазировать будущее, но дети – нет. У них недостаточно это развито, им нужно подготавливать базу. Использование элементов ТРИЗ помогает увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерность развития. В дошкольной педагогике нет методов в привычном смысле слова, а есть инструменты, с помощью которых воспитатели сами изобретают свою педагогику. Способ использования ТРИЗ у каждого воспитателя должен быть свой. Если ребёнок научится в окружающей среде решать противоречия, в дальнейшем он будет легче разрешать проблемы. ТРИЗ не только педагогическая теория, ею можно пользоваться в любой сфере деятельности.

Что развивает в детях теория ТРИЗ? Конечно же, память, воображение, фантазию и самое главное – творческую личность. Тех, кто умнее всегда присекали, но тем не менее жизнь диктует нам создание чего-то нового. В человеке борются два противоречия. ТРИЗ поможет детям научится анализировать, решать разные проблемы, чтобы их решать есть 3 выхода:

6. Сущность опыта: Считаю, что данная технология актуальна при решении следующих задач:

- воспитание интереса ребенка к собственным открытиям;

- осуществление системного подхода при ознакомлении детей с человеком и миром, формирование системного мышления;

-   развитие у ребенка умения знать и любить себя;

- развитие творческого воображения, любознательности, фантазии дошкольников в процессе разнообразной деятельности;

-  развитие у детей способностей грамотно действовать во всех сферах человеческой деятельности: в семье, в обществе, во взаимоотношениях с людьми, в отношениях с природой;

- развитие у ребенка чувства уверенности, базирующегося на сознании самоценности при безусловном понимании достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих.

ТРИЗовское  мышление – это объединение всех видов мышления + знание объективных законов развития систем и умение пользоваться приемами решения творческих задач.

Принципы ведения занятий по ТРИЗ

Тактические;

Стратегические.

Но все это не убивая детства, а наполняя детство победами и радостью!

На занятиях по ТРИЗ всегда должно быть:

интересно, таинственно, доброжелательно, нравственно, понятно; лично полезно сейчас и потом; весело, эмоционально; должны разбираться жизненные ситуации, в быстром темпе, разнообразно, без повторов, с большим количеством сопоставлений и противопоставлений, с большим уважением к личности  ребенка и к его самостоятельности.

Не должно быть: страшилок, глупости, пошлости, грубости. Должен соблюдаться принцип комфортности обучения, создаваться  атмосфера понимания и радости общения.

"Мы все здесь умные!”  Это подхлестывает познавательный интерес.


7.Технология опыта: Как использовать ТРИЗ:

в воспитании у детей качеств творческой личности;

в коррекции правильного звукопроизношения;

в формировании словаря;

в развитии лексико-грамматических средств языка и связной речи;

в развитии элементарных математических представлений;

в развитии конструктивной деятельности.

Основные методы ТРИЗ используемые мною в работе с детьми : Мозговой штурм, Метод фокальных  объектов, орфологический  анализ, метод эмпатии, метод проб и ошибок, Тризовские игры.

 В каждом ребёнке есть что-то особенное, и я решила дать детям возможность как можно больше проявить свои возможности и способности, не стесняясь неправильности или неточности в ответах или размышлениях. Развитие познавательных процессов и способностей в дошкольном возрасте происходит посредством дидактических игр (здесь дети не только получают новые знания, но и усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности, проявляют собственную инициативу и активность в решении поставленной задачи). Я начала такую работу с простых игр и упражнений, предлагаемых Л.А.Венгер «На что похожи?», «Волшебные картинки», «Игра в слова», «Хитрые картинки»  с младшего возраста. Большое внимание уделяла систематичности проведения игр и упражнений: «Дорисуй», «Какая игрушка?», «Перевёртыши». Постоянно использовала в работе задачи-шутки, которые способствовали преодолению инерции мышления и являлись гимнастикой для ума.

В данном возрасте также использовала метод «эмпатии», который основан в полном отождествлении себя в качестве кого-то или чего-то: например, мы собрались мыть руки, я спрашиваю детей,  о чём сейчас думает мыло, если дети затруднялись, то первые варианты давала я сама - боится, что мы его испачкаем своими руками, радуется тому, что оно поможет сделать руки чистыми и т.д./, потом предлагаю  взять образ цветочка на клумбе, образ муравья ползущего по асфальту и т.д. Дети быстро поняли смысл игры и  представляли очень интересные варианты ответов.

  В средней группе я познакомила детей с методом фокальных объектов, суть которого в переносе признаков одного или несколько предметов на выбранный нами объект и продолжала использовать игры на развитие воображения. В старшем возрасте я использовала игры на развитие творческого воображения  «Грамматика фантазии» в обработке А.М. Страунинг.: «Цепочка слов» - зима: зима-какая? Снежная холодная. А что ещё бывает холодным? Мороженое, лёд, снег, ветер. А ветер, какой? Северный, сильный, А кто может быть ещё  сильным? И т.д. пока детям не надоест.

Далее  в работе с детьми я попробовала применить метод «Мозговой штурм2 Суть его в том, что в ходе непринуждённой беседы предлагаются самые различные варианты решения предложенной задачи. Главным условием успеха работы является безусловное запрещение оценки и критики предложенных вариантов. Более того поощряются  самые неожиданные необычные предложения. Последующим  этапом метода является выборка идей или конкретных решений.

Элементы ТРИЗ я применяю на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, изодеятельности  и в математическом развитии ребенка. Формируя элементарные математические представления у воспитанников подготовительной группы на основе этой системы, убедилась в том, что ТРИЗ позволяет придать занятиям комплексный характер (у детей не только формируются математические представления, но и развивается речь, формируются способности к изобразительной деятельности, происходит и познавательное развитие ребёнка).

После использования элементов ТРИЗ в разных видах деятельности, я решила попробовать применить ТРИЗ и в придумывании сказок с помощью схем. Эту работу я начала со знакомых сказок, пословиц, поговорок. Дети учились выделять в сказочных текстах мораль, жизненные правила. Например: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». (Герда с помощью друзей нашла Кая, а деньги и золотая карета принцессы ей совсем не помогли). Затем   познакомила детей с игрой «Сказка наизнанку» - игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании «наизнанку» сказочной темы. Поменять характеры героев. Это вы увидели и на просмотренном занятии.  «Что было потом» здесь дети как бы продолжают сказку, придумывая дальнейшие действия героев.

«Перевирание сказки», например  Жил был поросёнок Наф-Наф.(Дети: не один поросёнок а три/ Ну да три поросёнка. Решили они построить дом из кирпича /не они, а их брат Наф-Наф/ и т.д. Изменяя сказку в самом начале, нужно вести её за детьми, совершенно меняя сюжет настоящей сказки, включая в действие новые персонажи.

«Сказка в заданном ключе» Используя как бы разные ключи, открываем для детей сказку в другом времени, месте действия./предложить участникам сменить  поле действия, время действия. Например: Жили старик со старухой у самого синего моря в наши дни. Что будет просить старуха?/ Теремок стоит на высокой горе; Козлята живут на острове, а вокруг глубокое море; колобок живёт на 10 этаже  в доме с лифтом. Старая сказка в новом ключе, приспособившись к новому сюжету, зазвучит  совершенно по другому.

Данная работа ведётся не только на занятиях, но и во всех режимных моментах: в утренние часы, при умывании, одевании на прогулку, на прогулке и в игровой деятельности Успешно вписывается ТРИЗ и в проектной деятельности, так как проект и начинается с проблемной ситуации,  здесь дети находят выход из проблемной ситуации  составляют план её решения, продумывают продукты проекта, а потом их реализуют в практической деятельности.

Нельзя не отметить важность  вовлечения семьи в реализацию данной проблемы. Родители были моими помощниками в течение всего этого времени. Они активно участвовали в проведении конкурсов рисунков, поделок из природного материала, в  праздниках, развлечениях, в создании проекта «Юные журналисты». Я знакомила их с играми, которые они потом могли использовать  в общении с детьми, предлагала различные домашние задания: составить рассказ о любимом животном, сочинить и проиллюстрировать рисунками сказку. Составить рассказ о своей семье и т.д.

8. Результативность опыта:

Подводя итоги работы по данной проблеме  можно отметить:

Диагностика проводилась на основе знаний и умений детей по развитию речи; составлению сказок, творческих рассказов, а также рассказов из личного опыта. По наблюдениям за детьми  в общении со сверстниками и взрослыми, по умению детей рассуждать, делать умозаключения, выводы, сравнения, по развитию логического мышления.

Если в средней группе высокий уровень  составлял  9%, то в старшей он составил 24%, а в подготовительной к школе группе 49%. Низкий уровень с 62%, понизился до 11%.

Полученные результаты   подтверждают  важность использования  технологии ТРИЗ с дошкольниками. Методы данной технологии позволили мне успешно решить задачи интеллектуального развития дошкольников

9. Адресная направленность опыта: Данный опыт может использоваться  творческими  воспитателями  в работе с детьми  начиная с младшего  дошкольного возраста

10. Трудоёмкость  опыта:

Педагогу, работающему по данной проблеме,  необходимо овладеть технологией ТРИЗ и развивающим обучением. Он  должен  обладать нестандартным мышлением, теоретическими знаниями и практическим опытом.

Категория: Диссеминация опыта | Добавил: Наталья_Анатольевна (28.05.2010)
Просмотров: 6331 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Год памяти и славы
gosuslugi.ru
Персональныеданные
Мин-во образования
ЕГЭ-2020
ОГЭ-2020
Рособрнадзор
НОКО
Вход на сайт

Copyright MyCorp © 2024