«Инновационные практики»,
«экспериментальная деятельность», «режим поиска», «педагог-новатор», «передовой
опыт», «школа мастерства» – все эти термины и понятия являются лишь попыткой
отразить необходимость изменений в образовании, требующем кардинальных перемен.
Изменения эти коснулись как организационного, так и содержательного аспектов
дошкольного образования. Система дошкольного образования стала представлять
собой многофункциональную сеть дошкольных детских учреждений, ориентирующихся
на потребности общества. Требования к выпускнику ДОУ меняются, хотя в разное
время это происходит с разной скоростью, сегодняшним дошкольникам в любом случае
предстоит жить в мире, устроенном иначе, чем прежде.
2.Обоснование
противоречий:
В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности,
способной рассуждать, делать выводы, строить замыслы конструкций,
подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях
деятельности. Дошкольный возраст уникален, ибо качество сформированности ребенка программирует его
жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого
потенциала каждого ребенка. С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение
детей технологии творчества. Адаптированная к дошкольному возрасту
ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество
во всём!». Развить творческое воображение дошкольников можно при условии:
1. если
Технология ТРИЗ будут использоваться на учебных занятиях, в организации
самостоятельной деятельности детей, в
работе с родителями;
2. если система отношений педагога с детьми будет строиться на основе
сотрудничества, а обучение будет носить проблемный характер;
3. если
педагог будет владеть технологией ТРИЗ и развивающим обучением.
4. если
педагог будет обладать нестандартным мышлением, теоретическими знаниями
и практическим опытом
3.Актуальность,
значимость опыта:
Целью данной технологии является, с одной стороны, формирование у детей таких
качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, с
другой - поисковой активности, стремления к новизне, склонности к творческому
воображению. Ведь именно наши психологические качества определяют легкость и
быстроту усвоения информации, понятий, принципов и т.п. Младшие дошкольники
почти не имеют психологических барьеров, а вот у старших дошкольников они уже
наблюдаются. А ТРИЗ позволяет их снять, «убрать» боязнь перед новым,
неизвестным, сформировать у детей представление о жизненных и учебных проблемах
не как о непреодолимых препятствиях, а как об очередных задачах, требующих
решения.
Данный опыт поможет педагогам с младшего дошкольного возраста развивать у
детей нестандартное мышление. Предлагаемый автором комплекс приёмов, направлен
на развитие творческих и умственных
способностей, поможет воспитателям стимулировать познавательные интересы детей,
изменит их отношение к занятиям, окажет положительное влияние на уровень развития творческого воображения.
4.
Теоретическое обоснование опыта: Теория ТРИЗ возникла в конце 40 х
годов, Генрих Саулович Альтшуллер – автор Теории Решения Изобретательских Задач
(ТРИЗ) . В дошкольный мир пришла в 1987 году.
В основу теории вошло утверждение, что все системы возникают в силу
объективных законов, путём преодоления противоречий Академик Н.Амосов отмечал:
«Я убеждён, что правильно поставленная работа с дошкольниками может существенно
повысить интеллектуальный потенциал целого народа». Технология ТРИЗ имеет своей
целью показать некоторые пути воспитания творческой личности в условиях
детского сада на основе развития творческого воображения и сущности теории
решения изобретательских задач. В основу моего опыта легли разработки С.Н. Котова, А.И. Никашина «Дидактические
игры для развития творческого воображения детей», опыт работы педагогов г.Ульяновска по технологии ТРИЗ,
которые адаптировали технологию для дошкольников, в доступной форме
разработали подачу разных методов этой
технологии: метод фокальных объектов, метод каталога, метод морфолического
анализа и т.д. Также мною использовались
разработки А.М.Страунинг, А.И.Никашина «Системный подход по ознакомлению с
окружающим миром и развитии фантазии». Описанная на примерах и играх-занятиях
методика ознакомления детей с окружающим миром позволяет не только формировать
системное мышление, но и развивать воображение ребёнка. Эти качества в
сочетании с диалектическим мышлением раскрывают творческий потенциал личности,
позволяют оценить прошлое и настоящее, спрогнозировать будущее.
5.
Новизна опыта:
Творческая деятельность-эта такая деятельность, которая создаёт нечто новое,
отличающее от образца. Чем больше информации - тем больше следов в мозге, чем
больше мы будем знакомить детей с окружающей действительностью, тем больше будет
поле для творческой деятельности ребёнка. Наш мозг способен творчески
перерабатывать увиденное, мы сможем фантазировать будущее, но дети – нет. У них
недостаточно это развито, им нужно подготавливать базу. Использование элементов
ТРИЗ помогает увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость,
закономерность развития. В дошкольной педагогике нет методов в привычном смысле
слова, а есть инструменты, с помощью которых воспитатели сами изобретают свою
педагогику. Способ использования ТРИЗ у каждого воспитателя должен быть свой.
Если ребёнок научится в окружающей среде решать противоречия, в дальнейшем он
будет легче разрешать проблемы. ТРИЗ не только педагогическая теория, ею можно
пользоваться в любой сфере деятельности.
Что развивает в детях теория ТРИЗ?
Конечно же, память, воображение, фантазию и самое главное – творческую
личность. Тех, кто умнее всегда присекали, но тем не менее жизнь диктует нам
создание чего-то нового. В человеке борются два противоречия. ТРИЗ поможет
детям научится анализировать, решать разные проблемы, чтобы их решать есть 3
выхода:
6.
Сущность опыта:
Считаю, что данная технология актуальна при решении следующих задач:
- воспитание интереса ребенка к
собственным открытиям;
- осуществление системного подхода при
ознакомлении детей с человеком и миром, формирование системного мышления;
-
развитие у ребенка умения знать и любить себя;
- развитие творческого воображения,
любознательности, фантазии дошкольников в процессе разнообразной деятельности;
-
развитие у детей способностей грамотно действовать во всех сферах
человеческой деятельности: в семье, в обществе, во взаимоотношениях с людьми, в
отношениях с природой;
- развитие у ребенка чувства
уверенности, базирующегося на сознании самоценности при безусловном понимании
достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих.
ТРИЗовское мышление – это объединение всех видов мышления
+ знание объективных законов развития систем и умение пользоваться приемами
решения творческих задач.
Принципы ведения занятий по ТРИЗ
Тактические;
Стратегические.
Но все это не убивая детства, а наполняя
детство победами и радостью!
На занятиях по ТРИЗ всегда должно быть:
интересно, таинственно, доброжелательно,
нравственно, понятно; лично полезно сейчас и потом; весело, эмоционально;
должны разбираться жизненные ситуации, в быстром темпе, разнообразно, без
повторов, с большим количеством сопоставлений и противопоставлений, с большим
уважением к личности ребенка и к его
самостоятельности.
Не должно быть: страшилок, глупости, пошлости,
грубости. Должен соблюдаться принцип комфортности обучения, создаваться атмосфера понимания и радости общения.
"Мы все здесь умные!” Это подхлестывает познавательный интерес.
7.Технология
опыта:
Как использовать ТРИЗ:
в воспитании у детей качеств творческой
личности;
в коррекции правильного
звукопроизношения;
в формировании словаря;
в развитии лексико-грамматических
средств языка и связной речи;
в развитии элементарных математических
представлений;
в развитии конструктивной деятельности.
Основные методы ТРИЗ используемые мною в
работе с детьми : Мозговой штурм, Метод фокальных объектов, орфологический анализ, метод эмпатии, метод проб и ошибок,
Тризовские игры.
В
каждом ребёнке есть что-то особенное, и я решила дать детям возможность как
можно больше проявить свои возможности и способности, не стесняясь
неправильности или неточности в ответах или размышлениях. Развитие
познавательных процессов и способностей в дошкольном возрасте происходит
посредством дидактических игр (здесь дети не только получают новые знания, но и
усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности,
проявляют собственную инициативу и активность в решении поставленной задачи). Я
начала такую работу с простых игр и упражнений, предлагаемых Л.А.Венгер «На что
похожи?», «Волшебные картинки», «Игра в слова», «Хитрые картинки» с младшего возраста. Большое внимание уделяла
систематичности проведения игр и упражнений: «Дорисуй», «Какая игрушка?», «Перевёртыши».
Постоянно использовала в работе задачи-шутки, которые способствовали
преодолению инерции мышления и являлись гимнастикой для ума.
В данном возрасте также использовала
метод «эмпатии», который основан в полном отождествлении себя в качестве
кого-то или чего-то: например, мы собрались мыть руки, я спрашиваю детей, о чём сейчас думает мыло, если дети
затруднялись, то первые варианты давала я сама - боится, что мы его испачкаем
своими руками, радуется тому, что оно поможет сделать руки чистыми и т.д./,
потом предлагаю взять образ цветочка на
клумбе, образ муравья ползущего по асфальту и т.д. Дети быстро поняли смысл
игры и представляли очень интересные
варианты ответов.
В средней группе я познакомила детей с методом фокальных объектов, суть
которого в переносе признаков одного или несколько предметов на выбранный нами
объект и продолжала использовать игры на развитие воображения. В старшем
возрасте я использовала игры на развитие творческого воображения «Грамматика фантазии» в обработке А.М.
Страунинг.: «Цепочка слов» - зима: зима-какая? Снежная холодная. А что ещё
бывает холодным? Мороженое, лёд, снег, ветер. А ветер, какой? Северный,
сильный, А кто может быть ещё сильным? И
т.д. пока детям не надоест.
Далее в работе с детьми я попробовала применить
метод «Мозговой штурм2 Суть его в том, что в ходе непринуждённой беседы
предлагаются самые различные варианты решения предложенной задачи. Главным
условием успеха работы является безусловное запрещение оценки и критики
предложенных вариантов. Более того поощряются
самые неожиданные необычные предложения. Последующим этапом метода является выборка идей или
конкретных решений.
Элементы ТРИЗ я применяю на занятиях по
ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, изодеятельности и в математическом развитии ребенка. Формируя
элементарные математические представления у воспитанников подготовительной
группы на основе этой системы, убедилась в том, что ТРИЗ позволяет придать
занятиям комплексный характер (у детей не только формируются математические
представления, но и развивается речь, формируются способности к изобразительной
деятельности, происходит и познавательное развитие ребёнка).
После использования элементов ТРИЗ в
разных видах деятельности, я решила попробовать применить ТРИЗ и в придумывании
сказок с помощью схем. Эту работу я начала со знакомых сказок, пословиц,
поговорок. Дети учились выделять в сказочных текстах мораль, жизненные правила.
Например: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». (Герда с помощью друзей
нашла Кая, а деньги и золотая карета принцессы ей совсем не помогли).
Затем познакомила детей с игрой «Сказка
наизнанку» - игра состоит в «перевирании» сказки или в выворачивании
«наизнанку» сказочной темы. Поменять характеры героев. Это вы увидели и на
просмотренном занятии. «Что было потом»
здесь дети как бы продолжают сказку, придумывая дальнейшие действия героев.
«Перевирание сказки», например Жил был поросёнок Наф-Наф.(Дети: не один
поросёнок а три/ Ну да три поросёнка. Решили они построить дом из кирпича /не
они, а их брат Наф-Наф/ и т.д. Изменяя сказку в самом начале, нужно вести её за
детьми, совершенно меняя сюжет настоящей сказки, включая в действие новые
персонажи.
«Сказка в заданном ключе» Используя как
бы разные ключи, открываем для детей сказку в другом времени, месте
действия./предложить участникам сменить
поле действия, время действия. Например: Жили старик со старухой у
самого синего моря в наши дни. Что будет просить старуха?/ Теремок стоит на
высокой горе; Козлята живут на острове, а вокруг глубокое море; колобок живёт
на 10 этаже в доме с лифтом. Старая
сказка в новом ключе, приспособившись к новому сюжету, зазвучит совершенно по другому.
Данная работа ведётся не только на
занятиях, но и во всех режимных моментах: в утренние часы, при умывании,
одевании на прогулку, на прогулке и в игровой деятельности Успешно вписывается
ТРИЗ и в проектной деятельности, так как проект и начинается с проблемной
ситуации, здесь дети находят выход из
проблемной ситуации составляют план её
решения, продумывают продукты проекта, а потом их реализуют в практической
деятельности.
Нельзя не отметить важность вовлечения семьи в реализацию данной
проблемы. Родители были моими помощниками в течение всего этого времени. Они
активно участвовали в проведении конкурсов рисунков, поделок из природного
материала, в праздниках, развлечениях, в
создании проекта «Юные журналисты». Я знакомила их с играми, которые они потом
могли использовать в общении с детьми,
предлагала различные домашние задания: составить рассказ о любимом животном,
сочинить и проиллюстрировать рисунками сказку. Составить рассказ о своей семье
и т.д.
8.
Результативность опыта:
Подводя итоги работы по данной проблеме можно отметить:
Диагностика проводилась на основе знаний
и умений детей по развитию речи; составлению сказок, творческих рассказов, а
также рассказов из личного опыта. По наблюдениям за детьми в общении со сверстниками и взрослыми, по
умению детей рассуждать, делать умозаключения, выводы, сравнения, по развитию
логического мышления.
Если в средней группе высокий
уровень составлял 9%, то в старшей он составил 24%, а в
подготовительной к школе группе 49%. Низкий уровень с 62%, понизился до 11%.
Полученные результаты подтверждают
важность использования технологии
ТРИЗ с дошкольниками. Методы данной технологии позволили мне успешно решить
задачи интеллектуального развития дошкольников
9.
Адресная направленность опыта: Данный опыт может использоваться творческими
воспитателями в работе с
детьми начиная с младшего дошкольного возраста
10. Трудоёмкость
опыта:
Педагогу, работающему по данной
проблеме, необходимо овладеть
технологией ТРИЗ и развивающим обучением. Он
должен обладать нестандартным
мышлением, теоретическими знаниями и практическим опытом. |