Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 04.05.2024, 22:34

Управление образования АМО Кувандыкский городской округ

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Диссеминация передового опыта » Опыт работы лучших педагогов муниципального образования

Технология
Тема: ««Влияние ИКТ на познавательную деятельность и творческий потенциал учащихся»
Переход современного общества к информационной эпохе своего развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед системой школьного образования, задачу формирования основ информационной культуры будущего специалиста. Реализация этой задачи невозможна без включения информационного компонента в систему технологического образования. В современных условиях требуется подготовить школьника к быстрому восприятию и обработке поступающей информации, успешно её отображать и использовать. Конечным результатом внедрения информационных технологий в процесс обучения технологии, является овладение учащимися компьютером в качестве средства познания процессов и явлений, происходящих в природе и используемых в практической деятельности, для повышения мотивации обучения на уроке, повышения уровня индивидуализации обучения и возможности организации оперативного контроля за усвоением знаний.

 2.     Задачи:

·        совершенствовать накопленные компьютерные программные продукты по предмету и с помощью учителей информатики создавать новые компьютерные программные продукты для образовательного процесса в школе;

·        широко внедрять накопленные программно-методические материалы в образовательный процесс;

·        совершенствовать профессиональную информационную компетентность;

·        продолжать разработку методик использования ИКТ в преподавании технологии.

 5. Актуальность и перспективность опыта определяется сменой целей и содержания образования, потребностью учащихся стать образованными, компетентными,  а значит, востребованными  современным  обществом.

Практическая значимость заключается в использовании ИКТ в системе работы учителей технологии для активизации познавательной деятельности и  развитию творческого потенциала учащихся.

Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе.

По данной проблеме изучены исследования Бордовского Г.А., Извозчикова В. Д.,  статьи Гершунского Б.С., Тихомирова В.П.. и Иванникова А.Д., методические рекомендации Бобровской Л.Н., Ставровой О.Б. Имеют практическое значение и частичное применение  работы учителей Волжиной И.А (г. Мурманск)  Герасименко Н.Н. (г. Екатеринбург).

 6. Идея изменения:

- отобрать наиболее эффективные формы и методы работы по активизации познавательной деятельности и творческого потенциала учащихся;                                                                                               - разработать диагностический инструментарий изучения уровня развития отдельных компонентов учебно-позновательной деятельности учащихся на уроках технологии;

- провести  анализ полученных результатов.

 Новизна опыта заключается в разработке и совершенствовании форм, методов, приёмов работы по использованию новых информационных технологий в учебном процессе, в создании и накоплении необходимого комплекса программно-методического обеспечения, в решении проблемы психолого-педагогической адаптации учащихся в процессе усвоения учебного материала по технологии с использованием ИКТ.

Процесс внедрения информационной технологии в обучение школьников достаточно сложен и требует фундаментального осмысления. Применяя компьютер, необходимо следить за тем, чтобы ученик не превратился в автомат, который умеет мыслить и работать только по предложенному ему кем-то алгоритму. Для решения этой проблемы наряду с информационными методами обучения применялись и традиционные.

 

7. Технология опыта:

         I этап поисково-констатирующий:

- изучение научной и методической литературы;                                                   обобщение опыта учителей – новаторов по данной теме;                                  разработка критериев оценки учебных умений;                                                     разработка диагностического инструментария для изучения уровня развития отдельных компонентов учебно-позновательной деятельности учащихся

II этап – опытно-экспериментальный:

          - коррекция учебного процесса;                                                                         

          -определение эффективности использования апробированных методик.

III этап – заключительный:

- выявление результатов исследования и подведение итогов;                                                                                                                                                               - оформление эксперимента;                                                                                               - разработка методических рекомендаций для учителей технологии.

Как же решить проблему оптимального обучения школьников? На мой взгляд, для этого необходимо оптимально использовать информационно-коммуникативные технологии на уроках. При этом следует формировать и развивать различные компетентности учащихся, в том числе познавательные, коммуникативные, социальные, развивать информационную и исследовательскую культуру школьников. Поэтому возникает необходимость организации процесса обучения  на основе современных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства, глобальные телекоммуникации сети Интернет, электронные учебники, компьютерные презентации, что является неотъемлемой частью современного технологического образования.

При планировании уроков были найдены оптимальные сочетания информационных технологий с другими (традиционными) средствами обучения. Наличие обратной связи с возможностью компьютерной диагностики ошибок, допускаемых учащимися в процессе работы, позволяет проводить урок с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Контроль одного и того же материала может осуществляться с различной степенью глубины и полноты, в оптимальном темпе, для каждого конкретного человека.

     При обучении технологии особое внимание уделяю формированию и развитию ключевых компетентностей обучающихся: познавательной, коммуникативной, социальной. Однако, работа над повышением  учебной мотивации школьников, повышением уровня качества знаний и умений является приоритетной. Интерес к предмету  проявляется не только на уроках, но и внеурочное время на занятиях дополнительного образования, в кружковой работе, в активном участии учащихся в конкурсах различного уровня, школьных и муниципальных олимпиадах по технологии.

         Диагностический инструментарий: выполнение творческих  проектов  и заданий (создание электронных книг по разделам программы технология); компьютерное тестирование;  создание презентации  и публикаций с использованием компьютера.                                                                                                                                                                                                   

     В современных условиях широкой информатизации становится все более возможно вместо показа реальных изделий устроить демонстрацию их изображения, в том числе и с помощью компьютера, где можно хранить и использовать грандиозные объемы информации. Исходя, из поставленных задач учащимся дается тот необходимый объем содержательной части, которая создает мотивацию к творческой работе, позволяет выполнять качественные проекты на высоком эстетическом уровне. Применение компьютерной техники возможно и желательно при изучении большинства тем по обслуживающему труду, это предоставляет новые формы и методы работы, имеет много положительных аспектов:

     Для решения обучающей задачи на уроке «Кулинария. 5 класс. Горячие напитки» используется презентация, делающая рассказ учителя более насыщенным, иллюстративным. Презентация позволяет учителю не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения (Как вы думаете, какой из этих напитков самый распространенный, самый древний?), анализировать получаемую информацию (многообразие сортов чая, видов кофе), сравнивать (чем отличаются сорта и виды чая, кофе), обобщать (Лабораторная работа - Определение свойств разных видов и сортов чая), делать выводы (какие химические элементы входят в состав горячих напитков и каким образом они влияют на свойства этих напитков, какими свойствами обладает напиток), тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.

      В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность.  Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального развития. Для учеников элементом занимательности может являться не только разгадывание кроссворда, головоломки, ребуса - они хороши при объяснении нового материала, при повторении, в конце урока, чтобы снять усталость, но и чтение или прослушивание фрагментов из художественной литературы, легенд, сказаний, фантастических рассказов об известных вещах, людях, событиях. Элемент занимательности позволяет активизировать мыслительную деятельность ученика, подготовить его к изучению нового материала, повторить ранее изученную тему или блок тем на уроке. Например, на уроке в 5 классе по теме «Горячие напитки» элементом занимательности служат легенды об открытиях человеком данных напитков, реализованные на слайдах презентации в виде рисунков, фото, текста и музыкального оформления – это новый материал на уроке. На уроке «Бытовая швейная машина. История создания швейной машины» - видеоролики об истории создания швейной машины и возможностях современных швейных машин. В 6 классе по теме «Ткани из натуральных волокон» присутствует при повторении материала о волокнах растительного происхождения и при изучении нового материала о волокнах животного происхождения. В 7, 8 классах по теме «Прически, уход за волосами» - совершается путешествие в музей причесок различных эпох. В 8, 9 классах по теме «Мода, стили, силуэты» - учащиеся получают дополнительную занимательную информацию о развитии представлений людей о моде, о различных силуэтах, которые были модными в разные эпохи. Есть возможность познакомить учащихся с деятельностью великих кутюрье, таких как Шанель, Диор и т.д., побывать на показе мод известных Домов Моды. Визуально наблюдать за последовательностью действий стилистов и визажистов при создании прически, стрижки или выполнении макияжа. Занимательность присутствует и теме «Кружево», «Вышивка» (9-11-е классы), где учащиеся знакомятся с историей развития рукоделия, основными орнаментальными элементами, применяемыми в народном декоративно-прикладном творчестве с помощью виртуальной экскурсии по залам Музея этнографии или Русского музея в Санкт - Петербурге, проходящей в режиме on-line или выполненной преподавателем или ученицей как творческий проект презентацией.

3.     Результативность опыта:

О положительной результативности опыта свидетельствует повышение качества знаний по предмету с 71% (в начале эксперимента) до 82% (в конце эксперимента) при 100% успеваемости. Годовые показатели знаний стабильны 80-82%. Анализ уровня качества знаний учеников даёт возможность наметить траекторию дальнейшего развития учебного процесса, выявить проблемы в каждом классе и наметить пути их решения.
Категория: Опыт работы лучших педагогов муниципального образования | Добавил: подружка (18.12.2009)
Просмотров: 1498 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Год памяти и славы
gosuslugi.ru
Персональныеданные
Мин-во образования
ЕГЭ-2020
ОГЭ-2020
Рособрнадзор
НОКО
Вход на сайт

Copyright MyCorp © 2024