Районное методическое объединение воспитателей групп младшего возраста
Присутствующим было наглядно продемонстрировано несколько
форм организации работы с родителями, которые позволяют в непроизвольной
обстановке знакомить родителей с жизнью детского сада, с особенностями развития
их малышей на различных возрастных этапах. Такие нетрадиционные формы
позволяют проводить важную, крайне необходимую работу по педагогическому,
психологическому просвещению пап и мам, которые в силу разных объективных и не
очень, причин, в силу занятости, незнания, просто неумения – предоставляют
малышей самим себе или препоручают их воспитателям, искренне полагая, что
именно педагоги и должны заниматься воспитанием и образованием детей, часто
забывая о том, что, согласно Закона РФ «Об образовании», именно родители
являются первыми и главными воспитателями своих детей.
Задача педагогов детского сада – научить пап и мам, законных
представителей любить малышей, понимать и принимать их, а для этого необходимо
использовать нетрадиционные формы взаимодействия.
В помощь участникам заседания был предложен вспомогательный
материал («Требования к оформлению и содержанию родительского уголка», анкета
«Готовность ребенка к поступлению в детский сад», «Формы работы с семьей внутри детского сада»).
Содержание работы с
родителями реализуется через разнообразные формы. Главное — донести до родителей
знания. Существуют традиционные
и нетрадиционные формы общения педагога
с родителями дошкольников, суть которых — обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы
подразделяются на коллективные,
индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным формам
относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые
родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей,
форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания
детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной,
с учетом пожеланий родителей. Например, предлагаем такие темы: «Знаете ли вы
своего ребенка?»,
«Воспитание послушания у детей», «Методы педагогического воздействия» и др.
Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует
уходить, как отмечалось нами выше, лучше вести диалог с использованием методов активизации
родителей. По мнению лекторов, «чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами».
Не рекомендуется применять в работе с родителями казенных слов типа «доклад», «мероприятия»,
«повестка дня», «явка строго обязательна». Если педагог читает текст, не отрываясь,
складывается впечатление, что он некомпетентен в излагаемых вопросах. В сообщении важно
представить особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях
могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог и др.), а также специалисты
среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист,
библиотекарь и др.). Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за
3—5 дней. Тему рекомендуем
формулировать проблемно, например: «Послушен
ли ваш ребенок?», «Как играть с ребенком?», «Нужно ли наказывать детей?» и др. В объявлении можно
поместить небольшие задания для
родителей, например, понаблюдать за поведением детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т.д. Задания обусловлены
темой предстоящего собрания. Как
показывает опыт, родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие дети. Например, на
собрание по трудовому воспитанию
можно подготовить приглашения в виде фартука или веничка, к Новому году — в виде елочки и др. Дело, конечно, не в названии проведения формы работы с
родителями. Сейчас собрания вытесняются
новыми нетрадиционными формами,
такими как «Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол» и др. Хочется предостеречь педагогов от увлечения развлечениями: некоторые считают, что с
родителями надо попить чаю, провести
игры. В этом случае педагогическое
содержание «уходит». Целесообразно сочетать разные формы работы, например, после проведения развлекательных
мероприятий с родителями можно
организовать беседы и собрания. На общих
родительских собраниях обсуждаются проблемы воспитания детей. Целесообразно провести экскурсию по
ДОУ, познакомить родителей со
специалистами, с объяснением профиля и задач
учреждения; можно издать буклет, рекламу, рассказывающие о конкретном учреждении.
К индивидуальным формам
относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных
форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой,
так и
применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в
собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному
вопросу; ее особенность —
активное участие и воспитателя и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога.
Последний продумывает, какие вопросы задаст родителям, сообщает тему и просит их подготовить вопросы, на
которые бы они хотели получить ответ.
Планируя тематику бесед, надо стремиться
к охвату по возможности всех сторон воспитания. В результате беседы родители должны получить новые
знания по вопросам обучения и
воспитания дошкольника.