1.7 Игры первого этапа направленные на формирование диафрагмального дыхания. Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.
2.1 – 2.42 Игры второго этапа направленные на дифференциацию носового и ротового дыхания. Цель: выработка более длительного вдоха и более продолжительного выдоха.
3.1 – 3.24 Игры третьего этапа на развитие фонационного (озвученного) выдоха. Цель: развитие фонационного (озвученного выдоха).
4.1 – 4.2 Игры четвертого этапа направленные на развитие речевого дыхания. Цель: развитие речевого дыхания.
5.1 – 5.3 Игры пятого этапа направленные на тренировку речевого дыхания в процессе произнесения фразы. Цель: тренировка речевого дыхания в процессе произнесения фразы.
1.1 “Бегемотик".
Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:
Бегемотики лежали, бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Стихотворный текст, произносит логопед, а дети выполняют нужные действия
|
|
1.2 "Качели”
Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.
Методические указания. В играх первого этапа вдох и выдох производится через нос.
|
1.3 “Надуй шарик”
Встать, прямо не напрягаясь. Для контроля, за движением диафрагмы положить правую руку на верхнюю часть живота, левую для контроля за движением ребер – положить сбоку, чуть выше талии. Сделать глубокий вдох через нос. Выдохнуть, округлив губы, имитируя надувание шара. Расслабить брюшной пресс.
(Повторить 3-5 раз)
Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем;
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
|
|
1.4 “Ракета”
Встать, прямо не напрягаясь. Руки вдоль туловища. Сделать глубокий вдох через нос, руки медленно поднять через стороны вверх, ладони свести вместе, плотно прижав, друг к другу, подняться на носки, потянуться вверх, задержав дыхание. Выдохнуть, руки в такт выдоху опускаются вниз через стороны.
|
1.5 “Достань жемчужину”
Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.
|
|
1.6 “Часики”
Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки за голову. Медленно наклониться вправо – вдох (живот втянуть). Вернуться в исходное положение - полный выдох (живот расслабить).
Тик – так, тик – так,
Ходят часики вот так:
Наклон влево, наклон вправо,
Наклон влево, наклон вправо.
|
1.7 “Щука”
Сидя на стуле, ноги развести на ширину плеч, руки положить ладонями на ребра. Вдох – легко надавливать на ребра, в конце вдоха – руки в стороны, выдох – надавливать руками на ребра
Щука в омуте жила,
Воду щеткою мела.
Щи готовила гостям,
Угощение лещам.
|
|
|
2.1 “Листочки”
Как подул холодный ветер —
В воздухе осеннем полетели,
закружились осенние листочки.
Дети берут листочки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением листочков.
|
|
2.2. “Капельки”, “Снежинки”
Дети берут “тучки” с капельками (снежинками) на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением капелек, снежинок.
|
2.3 “Ветерок” (с вертушками)
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на вертушку, стараясь, чтобы она завертелась как можно сильнее.
|
|
2.4 “Бумажные флажки”
Вытянуть губы вперед трубочкой и подуть на полоску, поднеся ее к нижней губе (полоску следует держать большим и указательным пальцами).
|
2.5 “Солнышко и тучки”
Небо хмурится с утра,
Надо солнышку помочь.
Ветерком стану я,
Уходите, тучи, прочь.
На дне коробки приклеить солнце. Закрытье го тучами из ваты. Дети разгоняют, раздувают тучи.
|
|
2.6 “Разгони ветерок”
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на указательный пальчик, “разгонять пальчиком ветерок”.
|
2.7 “Подуй на пальцы”
Дети складывают пальцы в щепоть, подносят их ко рту и, сделав носом энергичный вдох, дуют на пальцы короткими активными выдохами, энергично работая мышцами живота.
|
|
2.8 “Снегопад”
Снежинок много я собрал,
Ветерком легким стал.
Если очень постараться,
Снежинки дружно разлетятся.
Игрок поднимается на табурет и сдувает снежинки (листья) на детей.
|
2.9 “Снег и ветер”
Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики --“снег”-- и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на “снег”, как холодный зимний ветер. При этом “комья снега” должны медленно передвигаться к противоположному краю стола
|
|
2.10 “Снежинки”
Как подул Дед Мороз —
В воздухе морозном полетели,
закружились ледяные звезды.
Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок.
|
2.11 “Берлога”
Как на горке снег, снег
И под горкой снег, снег.
А в берлоге спит медведь.
Хотите, дети, посмотреть?
Дети раздувают “снег” из ваты и получают представление о зимовке медведя.
|
|
2.12 “Раздуй сугроб”
Как на горке снег, снег
И под горкой снег, снег.
А под снегом спит подснежник.
Хотите, дети, посмотреть?
Дети раздувают “снег” из ваты .
|
2.13 “Горячий чай”
Рот открыт, губы в улыбке, язык высунут, боковые края широкого языка подняты. Подуть на “чай”. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, воздушная струя узкая, не рассеянная.
|
|
2.14 “Задуй свечи”
Свечи я задуть хочу,
Всех сейчас я научу.
Полной грудью вдохну,
Свечи все я потушу.
Свечи – крышки от фломастеров, расставить и “зажечь”. Кто больше потушит свечей с одного выдоха, тот и выигрывает.
|
2.15 “Фокус”, “Парашют”
Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа
|
|
2.16 “Паровозик свистит”
Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Если свист не получился, не надо расстраиваться, значит, не выполнено какое-то правило игры. Следует начать сначала.
|
2.17 “Дудочка”, “Язычки”, “Свистульки”
Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.
|
|
2.18 “Пузырьки”
Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаемвнимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго
|
2.19. “Горох”
Что-то спряталось на дне,
Но пока не видно мне.
На горох подую я
И скажу, что там, друзья
На дно неглубокой коробки приклеить картинку, насыпать горох. Задача ребенка раздуть горох с середины и увидеть картинку.
|
|
2.20 “Кто спрятался?”
На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку
|
2.21 “Деревья”
Упражнение аналогично упражнению “Кто спрятался?” Наглядный материал в виде деревьев изготавливается из гофрированной бумаги (крона дерева), на которую предлагается дуть.
|
|
2.22 “Петушок за забором”
На картинку петушка наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что петушок находится под тоненькими полосками гофрированной бумаги “за забором”. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно петушка
|
2.23 “Загнать мяч в ворота”
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.
|
|
2.24 “Футбол”
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, что бы воздушная струя шла посередине языка, и забить гол в ворота (ватку на противоположный край стола).
|
2.25 “Прожорливые фрукты”
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в “рот прожорливым фруктам”. Задуть шарик нужно на одном выдохе. Следить, чтобы щеки не надувались, для этого слегка прижать их пальцами.
|
|
2.26 “Мяч”
Будем вчетвером играть,
Мяч по полю мы гонять.
У кого мячик упал,
Тот выходит, проиграл.
Вокруг круглого столика встают дети, дуют на теннисный мяч по направлению к соперникам. У какого игрока мяч упал, тот выходит из игры
|
2.27. “Колобок”
Колобок – колобок
Ты румяненький бочок,
По дорожке ты катись,
Лесных зверей берегись.
В невысокой коробке сделать макет леса с дорожкой и зверями (волк, заяц, лиса). Ребенок должен помочь колобку (теннисному шарику) прокатиться по тропинке
|
|
2.28 “Фасолевые гонки”
Коробка из-под конфет оборудована, как дорожки для бегунов -“фасолинок”, а начинают они бег при помощи “ветра” из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее догонит своего “бегуна” до финиша
|
2.29 “Паровоз” (с трубочками)
Рельсы – рельсы,
Шпалы – шпалы,
Ехал поезд запоздалый.
Вдруг опасность на пути,
Стоп! Нельзя дальше идти.
Преграду убери,
Долгий путь определи.
На пути поезда сделать затор из бревен (карандашей). Задача детей – освободить дорогу, раздуть преграду
|
|
2.30 “Кораблики” (с трубочками)
Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней, бумажные “кораблики”, которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на “кораблик”, подгоняя его другому “берегу”.
|
2.31 “Перекати поле” (с трубочками)
По полю, всем на удивление,
Катится растение.
Ветер громко завывает,
В догонялки с ним играет.
Из травы сделать подобие растения “перекати – поле”. Задача ребенка – перекатить его через поле.
|
|
2.33 “Самолетики”
Самолет построил я,
Поиграть зову вас я.
Чей, дальше, улетит,
Тот пилот и победит.
Готовые бумажные самолетики выставить на старт на столе. Каждый пилот дует на свой самолет. У кого лучше работает двигатель, чей самолет улетит дальше, тот и выигрывает.
|
2.33 “Лодочки”
Берег – левый,
Берег – правый
Лодка – это переправа.
Груз любой мы переправим.
Куда надо все доставим.
В емкости с водой сделать два берега. Два игрока переправляют на лодке груз с одного берега на другой.
|
|
2.34 “Ледоход”
У меня корабль сильный.
У него характер львиный.
Льдины смело раздвигает
И везде он проплывает.
В емкость с водой поместить “льдины” (из пенопласта). Корабль должен проплыть, направляя их к противоположному берегу.
|
2.35 “Акробат”
В цирк сейчас я поиграю.
Представленье начинаю.
Акробатом смелым стану – проползу и не устану.
На натянутой веревке (леске) повесить бумажного акробата. Дети помогают ему перебраться на другую сторону.
|
|
2.36 “Черепашки”
Черепашки
Черепашки – малыши
Еще очень слабы.
Нужно очень постараться
Помочь до воды добраться.
Рядом со столом, где лежат черепашки (из скорлупы грецкого ореха), поставить емкость с водой. Кто быстрее спасет всех черепашек и сдует их в “море”, тот победитель.
|
2.37 “Цветные ленточки”
Ленту цветную я раскручу,
Длинную дорожку вам покажу.
Мы посмотрим, кто быстрей:
Хлопай, топай веселей.
Два игрока по команде начинают дуть на ленточку, скрученную в трубочку. Задача – раскрутить трубочку
|
|
2.38 “Бабочки”
Бабочка – красавица
На ладошку села.
Ветерок подул
– Она и полетела.
Летела – летела
И на цветочек села.
Задача ребенка - сдувать бумажную бабочку с ладошки. Желательно, чтобы она улетела на самый дальний цветок
|
2.39 “Охотник идет по болотам”
(распределение воздушной струи по бокам для звука Л).
Губы растянуть в улыбке, язычок поместить между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.
|
|
2.40 “Спрячь язычок” (Для звука [ц])
Набрать воздух через нос, просунуть кончик языка между зубами и разжав зубы с силой отдернуть кончик языка внутрь, не слишком далеко, одновременно с выдохом воздуха толчком. Слышится межзубный твердый [Т]
|
2.41 “ Фырканье” (Для звуков [р])
Широкий расслабленный язык положить между губами. Дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, щеки не раздувались, язык зубами не зажимался.
|
|
2.42 “Дует холодный ветерок”, “Подуй через трубочку” (Для звуков [c], [з], [ш], [ж], [ч], [щ])
Набрать воздух через нос, высунуть язык, положить на нижнюю губу. Вдоль языка, на его середину положить спичку и надавить до образования канавки (усложнение: губы в улыбке, язык свернуть трубочкой). Губы округлить, но не напрягать, зубы разомкнуть, и с силой выдувать воздух.
|
3.1 “Укачаем куклу”, “Покажем горлышко доктору”
Стоя спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произнести: “А – А – А – А – А”
|
|
3.2 “Поезд”, “Вьюга”, “Воет волк”
Стоя спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произнести: “У –У –У – У- У”
|
3.3 “Гудит пароход”, “Медведь ревет”
Стоя спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произнести:
“Ы –Ы –Ы – Ы- Ы”
|
|
3.4 “Удивление”, “Стонет больной”
Стоя спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произнести: “О –О –О – О- О”
|
3.5 “Ослик”, “Тянем ниточку”
Стоя спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произнести:“И –И –И – И- И”
|
|
3.6 “Девочка огорчилась”
Стоя спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произнести: “Э –Э –Э – Э- Э”
|
3.7 “Обезьянки”
Проводится перед зеркалом. Логопед говорит детям: “Представьте, что на вас смотрит обезьянка. И все за вами повторяет”. Можно мимикой изобразить радость, удивление, обиду и произносить на выдохе гласные звуки: О – удивились, У – обиделись, Э – расстроились, А – обрадовались.
|
|
3.8 “Лесная азбука” К детям в гости приходит персонаж Лесовик и предлагает "уроки лесной азбуки". Дети повторяют за Лесовиком звуки и действия, "осваивают" лесную азбуку:
"У-У-У" – воет волк; "А-У-У" - путник заблудился;
"Ы-Ы-Ы" – ревет медведь и т.д.
|
3.9 “Большой – маленький”
Детям показываются парные предметные картинки “большой – маленький” Объясняется, что большой воздушный шар спускает воздух со звуком ФФФФ…., а маленький со звуком ФЬФЬФЬ….., и предлагается воспроизвести звуки поочередно на выдохе. Парные картинки смотрите в папке “Картинки для выработки длительного выдоха с помощью произнесения отдельных звуков”
|
|
3.10 “Мычалка”.
Дети соревнуются, кто дольше "промычит" на одном выдохе.
Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук "М-М-М".
|
3.11 “Ветер”
Дует легкий ветерок — ф-ф-ф...
И качает так листок — ф-ф-ф... Выдох спокойный, ненапряженный. Дует сильный ветерок — ф-ф-ф... И качает так листок — ф-ф-ф...
Активный выдох.
|
|
3. 12 Дыхательное упражнение “Аромат цветов”
Дети через нос делают спокойный вдох, задерживают дыхание, и продолжительно выдыхают, произнося “А-ах!”.
|
3.13 “Зайчонок принюхивается”
Сделав активный вдох, на выдохе отрывисто произнося! звуки “х”, “ш”, “с”, энергично работая мышцами живота. Во время упражнения руки кладут ладонями на живот.
|
|
3.14 “Ветер и листья”
После вдоха ребята задерживают дыхание и на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произносят звук “ф”. Затем на одном выдохе произносят несколько раз звук “п”, делая ступенчатый выдох, и постепенно опускают руки вниз (“листья опадают”).
|
3.15 “Осы”
Ребята вращают перед грудью указательными пальцами и на выдохе продолжительно произносят: “З-з-з...”
|
|
3.16 “Пчела”
Пчелка, гуди,
В поле лети.
С поля лети —
Медок неси.
Вращать перед собой указательными пальцами, продолжительно произнося на выдохе звук “ж”. В конце сделать активный короткий вдох и, быстро выдыхая, сказать: “Ам!”
|
3.17 “Ветерок”
Дети после спокойного вдоха продолжительно произносят на выдохе: “Ф-ф-ф...”
Помоги мне, ветерок,
Паруса надуй, дружок,
Пусть плывет кораблик мой
К папе с мамочкой домой.
|
|
3.18 “Ежик”
После активного вдоха через нос дети на выдохе произносят
“пых-пых...”, энергично работая мышцами живота.
|
3.19 “Корова”
Дети указательные пальцы приставляют к голове (“рога”),
делают глубокий вдох через нос, немного задерживают дыхание и на выдохе продолжительно тянут “му-у...”, стараясь, чтобы звук был ровным.
|
|
3.20 “Дятел”
Дети на выдохе произносят как можно дольше “д-д-д...”, ударяя кулачком о кулачек.
|
“Греем руки” Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если “ветерок” холодный, “зимний”, значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] “ветерок” тёплый, “летний”, ладошки греются. |
|
3.22 “Каша”
Дети с педагогом договариваются варить кашу и распределяют "роли": молоко, сахар, крупа, соль. На слова:
Раз, два, три,
Горшочек, вари!
(“Продукты” поочередно входят в круг - "горшочек").
Каша варится.
(Дети, выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот - выдох и произносят: "Ш-Ш-Ш").
Огонь прибавляют.
(Дети произносят: "Ш-Ш-Ш" в убыстренном темпе).
Раз, два, три,
Горшочек, не вари!
|
3.23 “Звуковые дорожки” |
|
3.24 “Фонетические разминки” |
4.1 “Дразнилка”, “Изобрази животное”.
Взрослый произносит рифмовку, а ребенок изображает животных звуками и движениями:
Люблю дразнить я хрюшек, барашков и лягушек
И разных там зверюшек,
Весь день за ними я хожу и все твержу, твержу, твержу:
Кар-кар, гав-гав, жу-жу,
Бе-бе, ме-ме, ква-ква и т.д.
|
|
4.2 “Эхо”
Дети делятся на две команды и встают в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей громко произносит звук (слог, слово), а другая повторяет его тихо.
Рекомендуется употреблять гласные звуки и их сочетания, открытые слоги, двух- и трехсложные слова без стечения согласных: "А", "АУ", "МАМА", "КУБИКИ".
|
4.3 Игровые задания и упражнения
“Эхо”. Заблудились мы в лесу, закричали мы “Ау!”. “Разговор игрушек”. Произнесение слоговых сочетаний: па – по – пы – пу, пу – ба – по – бо. “Разговор инопланетян”: вы – ву – вы – ву , ва – фа – ва – фа. “Кто как голос подает”. Кукушка: “Ку – ку, ку – ку” Лошадка: Иго – го - о – о. Кошка: “Мяуууу”. Собака: “Гавввв, Афффф”, Курочка: “Ко – ко – ко – ко”. Петух: “Ку-ка-ре-ку”
“Позовем голубей” (гули – гули – гули). Несли тяжелую вещь, поставили на место: “Ух! Ух! Ух!” “Дровосеки”
|
|
|
5.1. “Произнеси на одном выдохе”
Глубокий вдох на счет 1, 2, короткая задержка дыхания и произнесение от 2 до 4 слов на одном выдохе, например, счет (один, два, три, четыре), дни недели (понедельник, вторник, среда, четверг), предметы, относящиеся к определенной родовой группе (шапка, шуба, шорты, куртка).
|
|
5.2 “Произнеси чистоговорку”
Глубокий вдох на счет 1, 2, короткая задержка дыхания, произнесение чистоговорки из 3 – 4 слов на выдохе, например, “Лола мыла куклу Милу”
|
5.3 “Произнеси чистоговорку”
Глубокий вдох на счет 1, 2, короткая задержка дыхания, произнесение чистоговорки с дополнительным вдохом: “Мама Милу мылом мыла (вдох), Мила мыла не любила”.
|
|
|
|