Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 25.04.2024, 01:52

Управление образования АМО Кувандыкский городской округ

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Дошкольное образование » Методическая копилка

Методические рекомендации к разработке «Образовательная программа ДОУ»
Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения: сущность, структура, содержание.
Дошкольные образовательные учреждения – часть единой системы образования, реализующая те же цели и ценности, что и другие образовательные учреждения.
В этой связи, значительная часть нормативных документов неоднократно ставит вопросы о необходимости разработки образовательных программ в дошкольных учреждениях.
С другой стороны, дошкольные учреждения – наиболее специфичная часть системы российского образования, решающая наряду с общими и свои задачи, ориентированные не столько на обучение, сколько на воспитание и развитие ребенка.
В этой связи, специфика дошкольного образования требует особого подхода к рассмотрению вопросов, касающихся разработки образовательной программы, в первую очередь, ее содержания, во многом определяющего направленность образовательного процесса детского сада. Каким должно быть это содержание? Какие критерии и показатели можно выделить при оценке ее эффективности? Что есть образовательная программа дошкольного учреждения?
Анализ концептуальных подходов к разработке образовательных программ для учреждений дошкольного образования (на основе нормативно-правовых документов и научно-методических разработок) выявил следующие важные положения:
- образовательная программа ДОУ рассматривается (в нормативно-правовом и научно-методическом аспектах) как многофункциональный обобщенный нормативный документ, обязательный к использованию,
- образовательная программа есть внутренний образовательный стандарт, определяющий эффективность образовательной деятельности на основе реализуемого содержания и средств организации работы с детьми,
- содержание образования не может сводится только к знаниям, умениям, навыкам, должно иметь развивающую направленность и включать различные компоненты, количество которых при необходимости увеличивается или сокращается,
- содержание образования, разрабатывается на основе федеральных, региональных стандартов, особенностей развития воспитанников, а также с учетом требований основного потребителя образовательных услуг – семьи,
- образовательная программа есть также инструмент управления качеством образования, основание для лицензирования, аттестации, аккредитации, изменения параметров бюджетного финансирования и введения, при необходимости, платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей.
Исходя из вышеизложенного, органы управления определяют качество образования в каждом конкретном учреждении не только по его программе развития, а на основе разрабатываемых и используемых образовательных программ, являющихся внутренним стандартом образования и определяющих специфику его деятельности.
Образовательная программа каждого дошкольного учреждения специфична, т.к. разрабатывается самими практиками с учетом особенностей детского контингента. При этом, важно подчеркнуть также, что состав и структура образовательной программы являются едиными для всех типов учебных заведений (в т.ч. и ДОУ), что призвано облегчить реализацию принципа преемственности.
Уточним основные позиции, имеющие значение в процессе разработки образовательной программы дошкольного учреждения.
Образовательная программа для дошкольного учреждения, также как и для любого другого учреждения образования есть обязательный к разработке и исполнению нормативный документ. Она же – основание для оценки образовательного процесса. Поэтому, сегодня задача каждого руководителя дошкольного образовательного учреждения, на которого возложена персональная ответственность за наличие и качество образовательной программы, активизировать педагогов детского сада на их разработку.
Задача руководителя дошкольного учреждения состоит и в том, чтобы своевременно определить особенности деятельности учреждения в целом, а также отдельных групп и отразить в образовательной программе реализуемые вариативные комплексные и парциальные программы.
Значимым в процессе проектирования образовательной программы является также отбор реализуемого содержания образования.
Педагогам в ходе разработки программы группы необходимо учесть следующее содержание:
–виды основных образовательных программ (комплексные, парциальные)
–виды дополнительных программ (оздоровительные, развивающие, компенсирующие),
–система используемых педагогических технологий,
–методический комплекс (методические пособия для педагога),
–дидактический комплекс (пособия для организации обучения ),
–система образовательной работы с детьми (образовательная нагрузка), предусматривающая различные формы работы с детьми.
В целях уточнения выше обозначенных понятий (программа, основная образовательная программа, дополнительная образовательная программа, комплексная, парциальная программа, технология и др.) в приложении пособия практикам предлагается небольшой понятийный словарик.
Отбор содержания образования должен производиться по основным направлениям развития детей, как того требует Концепция содержания непрерывного образования. Напомним, что таких областей знания четыре, а именно: физическое развитие, познавательно-речевое развитие, социально-эмоциональное развитие и художественно-творческое развитие.
Учитывая специфику стандарта дошкольного образования, важными компонентами образовательной программы должны быть помимо содержания развивающая среда и личностно-ориентированной взаимодействие педагогов с воспитанниками.
В этой связи, в структуре образовательной программы должны быть выделены как самостоятельные элементы:
- характеристика среды развития детей (в целом по учреждению или по возрастным группам)
- характеристика социально-психологических условий учреждения, обеспечивающих социализацию и адаптацию воспитанников.
Специфика стандарта дошкольного образования заключается также в отсутствии итоговой аттестации детей при выпуске из образовательного учреждения. В этой связи, изучение результативности работы педагогов строится, как правило, на основе:
- промежуточной и итоговой педагогической диагностики обученности, воспитанности и освоения детьми разных видов деятельности,
- итоговой психолого-педагогической диагностики изучения готовности ребенка к следующей ступени образования,
- либо текущей медико-социальной и психолого-педагогической диагностики развития ребенка, позволяющей комплексно увидеть динамику его достижений.
В этом случае, педагогам важно представить в образовательной программе используемые в ДОУ критерии изучения воспитанников, соотносимые с определенным видом учреждения. Так, например,
- в ДОУ «Детский сад», не имеющем особых материальных и кадровых условий, целесообразно использовать диагностику 1 вида,
- в ДОУ с приоритетами деятельности, обладающем дополнительными ресурсами, возможно использование более системной диагностики 2 вида ( диагностика готовности ребенка к школе),
- в ДОУ, имеющем статус «Центр развития» должна использоваться комплексная диагностика развития детей.
Диагностические критерии и показатели должны также соотносится с содержанием основных направлений развития детей, представленных в программе.
Обобщая все выше сказанное, образовательную программу дошкольного учреждения можно определить как: нормативный документ, внутренний стандарт учреждения, определяющий содержание дошкольного образования, разработанное по основным направлениям развития детей и представляющий собой комплекс средств воспитания, обучения, оздоровления, развития и коррекции детей, реализуемый на основе имеющихся ресурсов (кадровых и материальных) в соответствии с социальным заказом территории.
Структура и содержание такой образовательной программы определяется, как правило, на срок 3-5 лет, но при необходимости корректируется педагогами в соответствии с реальными условиями ежегодно.
В целях упрощения процедуры разработки или экспертизы образовательной программы все они разрабатываются на единой структурной основе и имеют идентичные по наименованию разделы, а именно:
- титульный лист
- структура образовательной программы
- общие положения
- содержание образования
- управление реализацией программы.

Примерная структура образовательной программы ДОУ...

Категория: Методическая копилка | Добавил: Наталья_Анатольевна (05.10.2009)
Просмотров: 5121 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Год памяти и славы
gosuslugi.ru
Персональныеданные
Мин-во образования
ЕГЭ-2020
ОГЭ-2020
Рособрнадзор
НОКО
Вход на сайт

Copyright MyCorp © 2024