Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса. Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов дошкольного учреждения могут быть: •Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания; •Изучение учебной и научно-методической литературы; •Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии; •Изучение новых программ и педагогических технологий; •Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений; •Повышение общекультурного уровня. Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу. Для молодых специалистов: •Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития; •Формирование основ педагогического мастерства; •Развитие умений и конструктивных способностей. Для воспитателей, работающих свыше 5 лет: •Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования; •Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей. Для опытных, творчески-работающих воспитателей: •Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества; •Проявление творческого потенциала педагога; •Пропаганда своих достижений; •Развитие исследовательской деятельности. Для педагогов без специального образования: •Овладение методикой работы с детьми; •Адаптация к педагогической деятельности. Тематикой самообразования также может быть: •одна из годовых задач ДОУ; •проблема, которая вызывает у педагога затруднение; •пополнение знаний по уже имеющемуся опыту. Успешность педагога в профессиональном самообразовании напрямую зависит от поддержки и помощи старшего воспитателя. Методическая работа необходима воспитателю: •в определении темы, целей и задач; •в планировании работы по самообразованию; •в ходе реализации плана; •в изучении и анализе результативности своей работы. Этапы и содержание деятельности по самообразованию представлены в таблице. |