Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 01.05.2024, 09:36

Управление образования АМО Кувандыкский городской округ

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Общее образование » ММО учителей математики

Методическое письмо
В связи с тем, что отсутствуют современные документы, регламентирующие деятельность учителей общеобразовательных учреждений по соблюдению единых требований учителей – предметников, возникла необходимость в разработке на муниципальном уровне единых требований к устной и письменной речи учащихся, к оформлению ученических работ, оцениванию знаний, умений и навыков школьников. При разработке этого вопроса было использовано методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 1 сентября 1980 г. № 364-М "О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей".

Выписка из методического письма
«О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся,
к проведению письменных работ и проверке тетрадей».

[c]1. Требования к речи учащихся
Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме следует оценивать, учитывая содержание, логическое построение и речевое оформление.
Учащиеся должны уметь:
 говорить или писать на тему, соблюдая ее границы;
 отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной идеи высказывания;
 излагать материал логично и последовательно;
 отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз, правильной интонации;
 оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.
Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умения слушать и понимать речь учителя и обучающихся, внимательно относится к высказываниям других, умение поставить вопрос, принимать участие в обсуждении проблемы и т.д.

2. Работа учителя по осуществлению
единых требований к устной и письменной речи учащегося.
Рекомендуется:
1. При подготовке к уроку тщательно продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех формулировок; грамотно оформлять все виды записей.
2. Больше внимания уделять на каждом уроке формированию общеучебных умений и навыков. Шире использовать чтение вслух, учить школьников работать с книгой, справочной литературой. Использовать таблицы с трудными по написанию и произношению словами. Следить, за аккуратным ведением тетрадей. Не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки.
3. Добиваться повышения культуры устной разговорной речи учащихся. Шире использовать все формы внеклассной работы для совершенствования речевой культуры учащихся.

3. Виды письменных работ.
Основными видами письменных работ являются: упражнения, составления схем и таблиц, текущие письменные самостоятельные работы, итоговые контрольные работы и т.п. По математике проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы, самостоятельные работы, контроль знаний в форме теста.
Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; их содержание и частотность определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его.
Итоговые контрольные работы проводятся:
 после изучения наиболее значимых тем программы,
 в конце учебной четверти,
 в конце полугодия.
В целях предупреждения перегрузки обучающихся время проведения текущих и итоговых контрольных работ определяется общешкольным графиком, составляемым руководителями школ по согласованию с учителями. В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную текущую или итоговую контрольную работу. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия.
Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, в понедельник.
Самостоятельные работы или тестирование могут быть рассчитаны как на целый урок, так и на часть урока, в зависимости от цели проведения контроля.

4. Количество и назначение ученических тетрадей.
По математике:
 в V – VI классе – по 4 тетради (2 тетради для домашних работ, 1 тетрадь для классных работ, 1 тетрадь для контрольных работ);
 в VII – IX классе – по 6 (2 по алгебре и 1 по геометрии для домашних работ, 1 по алгебре и 1 по геометрии для классных работ, 1 тетрадь для контрольных работ по алгебре и геометрии);
 X – XI классе – по 6 (2 по алгебре и 1 по геометрии для домашних работ, 1 по алгебре и 1 по геометрии для классных работ, 1 тетрадь для контрольных работ по геометрии, алгебре и началам анализа).
В малокомплектных или сельских школах с малой наполняемостью классов возможен вариант:
 в V – VI классе – по 3 тетради (2 тетради для домашних и классных работ, 1 тетрадь для контрольных работ);
 в VII – IX классе – по 4 (2 по алгебре и 1 по геометрии для домашних и классных работ, 1 тетрадь для контрольных работ по алгебре и геометрии);
 X – XI классе – по 4 (2 по алгебре и 1 по геометрии для домашних и классных работ, 1 тетрадь для контрольных работ по геометрии, алгебре и началам анализа).

5. Порядок ведения тетрадей
1. Писать аккуратным, разборчивым почерком.
2. Указывать дату выполнения цифрами (например, 14.09.08)
3. Указывать название темы урока.
4. Обозначать номер упражнения, задачи или указывать вид выполняемой работы.
5. Между заключительной строкой текста одной работы и датой другой работы отступать 4 клеточки.
6. Аккуратно выполнять необходимые иллюстрации, чертежи.
7. Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву, цифру или пунктуационный знак зачеркивать косой линией; часть слова, слово, число, предложение зачеркивать тонкой гори¬зонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, цифры, числа, слова, предложения; не заключать неверные написания в скобки.
Для контрольных работ выделяются специаль¬ные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения в них контрольных работ и работ над ошибками. Контрольные работы по текстам УО выполняются на листах со штампом образовательного учреждения.

6. Порядок проверки письменных работ учителем.
1. Тетради проверяются:
 в V классе, в VI классе (1 полугодие) – в течение всего учебного года проверяются все домашние работы у всех учеников, классные работы проверяются по усмотрению учителя, но не реже 2 раз в неделю;
 в VI классе (2 полугодие) – домашние работы проверяются после каждого урока только у слабых учащихся, а у сильных – наиболее значимые по своей важности, не реже 3 раз в неделю; классные работы проверяются по усмотрению учителя, но не реже 2 раз в неделю;
 В VII – IX каждый урок – у слабых, а у сильных – наиболее значимые, с таким расчетом, чтобы раз в неделю тетради всех учащихся проверялись (по геометрии – 1 раз в 2 недели); тетрадь для классных работ – не реже 2 раз в четверть;
 в X-XI классах - после каждого урока у слабых учащих¬ся, а у остальных проверяются не все работы, а наиболее значи¬мые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы 2 раза в ме¬сяц учителем проверялись тетради всех учащихся.
2. Контрольные работы в V- VIII классах проверяются к следующему уроку, в Х – ХI классах – к следующему уроку или через 1 – 2 урока (в зависимости от объема работы и количества классов).
3. Ошибки подчеркиваются и выносятся на поля (речевые ошибки, недочеты подчеркиваются волнистой линией). Оценка за контрольную работу заносится в журнал. За самостоятельные обучающие работы оценки в журнал выставляются по усмотрению учителя.
4. После проверки письменных работ учащимся дается задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок. Работа над ошибками проводится там же, где выполнялась сама работа.
5. Тема урока формулируется в соответствии с утверждённым календарно-тематическим планированием.
Не допускаются записи вида: Контрольная работа № 1.
Правильная запись в журнале:
Контрольная работа № 1 «Натуральные числа и шкалы».
Зачёт № 3 «Использование свойств действий при вычислениях».
Если самостоятельная работа или тест рассчитаны по плану урока учителя не на весь урок, то запись в журнале должна быть следующая:
Пример 1: Иррациональные уравнения. Самостоятельная работа.
Пример 2: Производная. Тест.
В этом случае допускается выставление отметок на усмотрение учителя.

7. Нормы оценки знаний, умений и навыков
обучающихся по математике.
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
 работа выполнена полностью;
 в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
 в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
 работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
 допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
 допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
 допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
 работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
Оценивание некоторых работ (например, зачетных работ, тестовых заданий, административных срезов знаний проводится в соответствии с инструкцией к выполняемой работе).

2. Оценка устных ответов обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
 полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
 изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
 правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
 показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
 продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
 отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
 возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
 в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
 допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
 допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
 неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
 имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
 ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
 при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
 не раскрыто основное содержание учебного материала;
 обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
 допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.

3. Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
Грубыми считаются ошибки:
 незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
 незнание наименований единиц измерения;
 неумение выделить в ответе главное;
 неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
 неумение делать выводы и обобщения;
 неумение читать и строить графики;
 неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
 потеря корня или сохранение постороннего корня;
 отбрасывание без объяснений одного из них;
 равнозначные им ошибки;
 вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
 логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
 неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
 неточность графика;
 нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
 нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
 неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
 нерациональные приемы вычислений и преобразований;
 небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Подготовлено по материалам
сборника приказов и инструкции №34 – 35 за 1980г.

Категория: ММО учителей математики | Добавил: Klara_Bikberdina (09.09.2009)
Просмотров: 1495 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Год памяти и славы
gosuslugi.ru
Персональныеданные
Мин-во образования
ЕГЭ-2020
ОГЭ-2020
Рособрнадзор
НОКО
Вход на сайт

Copyright MyCorp © 2024