Информационные технологии как средство повышения эффективности уроков технологии
В основу преподавания технологии положен
деятельностный подход к изучению трудовых процессов. При организации уроков
предполагается создание у учащихся наглядно-образных представлений по изучаемой
теме, а при выполнении практических работ о необходимых для этого трудовых
действиях. Применение средств информационных технологий позволяют, учителю
повысить наглядность в обучении.Информационные технологии являются
современными наглядными средствами. К ним относятся аудиовизуальные и
мультимедийные средства обучения. «Есть несколько методических условий,
выполнение которых обеспечивает успешное использование наглядных средств
обучения:1) хорошее обозрение;2) чёткое выделение главного, основного при показе иллюстраций;3) детальное продумывание пояснений, необходимых для выяснения сущности
демонстрационных явлений, а также для обобщения усвоенной учебной информации;4) привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном
пособии, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера».Выполнение данных условий при
использовании средств информационных технологий значительно повышает
эффективность уроков технологии.Учитель, гармонично сочетая
звуковые и аудиовизуальные потоки в процессе преподавания теоретического
материала и практических умений, может добиться большего эффекта при освоении
знаний и умений учащимися.Применение средств информационных
технологий, где используютсяподвижные образы, графические объекты, текст,
видеорамки, диаграммы, графики, делают организацию познавательной деятельности
учащихся более эффективной, превращает учащихся в активных участников учебного
процесса.Урок технологии с использованием
компьютерных средств обладает своеобразной спецификой. Примерно треть урока
занимает теория, мотивационная деятельность, а в конце анализ и рефлексия
результатов, остальное время индивидуальная самостоятельная практическая работа
учащихся. Объяснение теоретического материала происходит посредством
лекции-диалога, на которой учащиеся погружаются в проблемную ситуацию.Презентация лекции создаётся
средствами Power Point и содержит слайды различного типа: содержащих текстовую
и графическую информацию, фильмы с разъяснениями, с показом объектов
недоступных непосредственному наблюдению. Учащиеся, опираясь на данную
информацию, обдумывают и совместно решают поставленную перед ними проблему,
учитель же ненавязчиво направляет их деятельность.Предваряет практическую работу вводный
инструктаж, который содержит видеофрагмент с динамическим показом приёмов и
последовательности работы. После чего учащиеся переходят к активному
повторению. «Активное повторение состоит в том, что ученик самостоятельно, не
воспринимая впечатлений из внешнего мира, воспроизводит в самом себе следы
воспринятых им прежде представлений».Каждый ребёнок работает на своём
уровне и в присущем ему темпе. Тем учащимся, которые не могут выполнить
активное повторение предлагается пассивное повторение, они ещё раз
просматривают видеофрагмент, либо презентацию.Если в начале использования данных средств и методов обучения только 60 %
учащихся могли выполнить активное повторение, теперь же это могут делать 98 %
учащихся.Мультимедийная поддержка уроков
технологии предоставляет учащимся возможность активного «визуального »
овладения учебным материалом, позволяет узнавать свойства изучаемого объекта,
связать его зримый образ с физическими или техническими параметрами, задающими
его.Применение средств информационных технологий на уроках технологии:• Повышает эффективность учебного процесса;• Облегчает понимание и восприятие материала учащимися;• Увеличивает психологическую обоснованность принятия необходимых выводов,
решений, обобщений;• Сокращает время на подачу учебного материала и на вводный инструктаж;• Развивает активность и самостоятельность учащихся;• Дает возможность ученикам, пропустившим занятие, самостоятельно в удобном для
них темпе ознакомиться с учебным материалом;• Способствует развитию внимания, памяти учащихся,
информационно-коммуникативной компетенции, логического мышления;• Уменьшает количество ошибок допущенных ребятами при практической работе, что
ведёт к повышению качества изделия от учителя, использующего средства информационных технологий «требуется
развитое умение вводить учащихся в круг изучаемых проблем, направляя их
деятельность, делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помощь в
процессе самостоятельной работы».Общеизвестно, что урок — это логически законченный, целостный,
ограниченный во времени отрезок учебно- воспитательного процесса. Строя урок,
необходимо определить не только какие знания должны быть усвоены, но и на каком
уровне они должны быть усвоены на уроке: на уровне восприятия, осмысления и
запоминания, на уровне применения знаний по образцу или на уровне применения
знаний в новой ситуации. А какой урок мы можем назвать современным уроком? Во-первых, современный урок должен отвечать ряду непременных требований. Урок
должен предусматривать не только изложение материала, но и задания на
применение усвоенных знаний. Изложение материала на уроке может быть
вариативным по своей структуре. В одних случаях готовая информация излагается в
форме объяснения, а в других — изучение происходит путем постановки учителем
проблемы и раскрытия им путей ее доказательного решения.Содержание урока должно быть научным, условием научности содержания является
ознакомление учащихся с доступными им методами научного познания.Современный урок предполагает использование учебного материала различной
степени сложности, при этом самое сложное содержание может оказаться не под
силу слабым учащимся; подготовку заданий для самостоятельной работы разной
степени трудности, но таких, чтобы слабые учащиеся могли постепенно переходить
от менее трудных заданий к более сложным; возвращение слабых учащихся к более
сложным заданиям предшествующих тем, когда задания могут быть решены на новом
уровне подготовки.Важно осознавать какое место урок занимает в системе учебного предмета, каковы
его дидактические цели. Урок должен отличаться единой логикой деятельности
учителя и учащихся. Структура урока должна быть четкой, со строгим переходом от
одной части урока к другой. На уроке должно иметь место закрепление знаний
через воспроизведение их учащимися, выполнение практических упражнений.На уроках необходим контроль качества усвоения знаний учащимися. Главный
критерий качества урока – не применение тех или иных видов работы, а высокий
уровень обученности учащихся и достижение целей урока. Кстати, культура
учителя, его интеллектуальный и нравственный облик является одним из главных
условий эффективности урока.Во-вторых, современный урок просто немыслим без применения информационных
технологий. И это не случайно, ведь потенциал, заложенный в информационных
технологиях успешно используются при:1) изучении нового материала:• демонстрационно-энциклопедические программы;• программы Power Point, Excel, СУБД;• видеолекция: достоинством такого способа изложения материала является
возможность прослушать лекцию в удобное время, повторно обращаясь к наиболее
трудным местам;• мультимедиалекция: это интерактивные учебные пособия, в которых материал
структурирован так, что обучающийся может выбрать для себя оптимальную
траекторию изучения материала, удобный темп работы и способ изучения;• аналоговые обучающие издания: электронные тексты лекций, опорные конспекты,
методические пособия для изучения теоретического материала.2) формировании умений используются такие виды информационных технологий как
обучающие программы — элемент формирования системы знаний и умений учащихся.3) закреплении знаний используются игровые тренажеры, которые имеют особое
значение для развития профессиональных навыков у учащихся, а также обучающие
программы и лабораторные работы.4) организации проверки знаний и умений используются учебные компакт-диски,
контролирующие программы и тестирование. Тестирование является одним из самых
эффективных способов оценки знаний и умений учащихся.Эффективность проявляется, прежде всего, в том, что по сравнению с очным
опросом преподаватель может провести опрос гораздо большего числа учеников за
меньшее время.5) выполнении самостоятельной работы учащимися (обучающие программы,
энциклопедии, развивающие программы, дистанционное обучение);6) возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных
уроков по методу проектов, результатом которых будет, например, создание
web-страниц, проведение телеконференций.