Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 01.05.2024, 15:28

Управление образования АМО Кувандыкский городской округ

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Общее образование » ММО учителей математики

Обращение к руководству УО АМО
Обращение
к руководству управления образования
муниципального образования Кувандыкский район
учителей математики и методистов ИМЦ
от 26.03.09

Важность математического образования обусловлена тем, что математика является неотъемлемой и существенной частью общечеловеческой культуры. В этом смысле математическое образование входит в гуманитарное, понимаемое в широком смысле этого слова, образование. Поэтому изучение математики оказывает существенное влияние на развитие личности, на ее формирование, обогащает и совершенствует ее. Она дает не только определенный круг знаний, но и совершенствует мышление в целом, помогает выработке мировоззрения, влияет в лучшую сторону на нравственное и духовное воспитание учащихся. Все это происходит не в меньшей, а нередко в большей степени, чем при изучении в средних и высших учебных заведениях других дисциплин.
Наши отечественные педагоги давно хорошо это понимали. Например, вскоре после революции 1917 года, еще до проведения реформ среднего образования были даны «Примерные программы по математике» (Петербург: Издание отдела подготовки учителей Комиссариата народного просвещения, 1918), в начале преамбулы которых было написано: «Курс математики строится и проводится в своей программе – минимум не столько в интересах будущих математиков или будущих техников, химиков, статистиков и т. п., сколько в целях пополнения тех недостаточных звеньев в системе гуманитарного образования, понимая последнее в широком смысле слова, какие может дать только математика».
Проблемы математического образования являются неотъемлемой частью общих проблем образования в России:
o Семья перестала полноценно выполнять воспитательные функции. Молодежь все более остро ощущала невостребованность обществом знаний и таланта. Постепенный размыв, «истончение» культурного слоя, культурных традиций, интеллигентности — эти и другие подобные факторы значительно затрудняли осуществление эффективной образовательной политики.
o В середине 80-х годов обнаружилось, что по ряду параметров наша школа серьезно отстает от зарубежной. Мы значительно отставали от развитых стран по масштабам высшего образования. Наметилась и тенденция к свертыванию объемов полного среднего образования. Значительно опередили нас зарубежные коллеги по степени и глубине дифференциации и индивидуализации образования. Отстала наша школа и по продолжительности образования. У нас средняя продолжительность образования была 10,5 лет. В США и Японии — 12 — 13,5 лет. Долгое время в школе преобладала установка на унификацию, на единые стандарты, на подавляющий приоритет коллективного начала, что приводило к определенной нивелировке личности учащегося, недостаточному раскрытию ее самобытности, активности, инициативы, творческого потенциала. Наша школа и по сей день во многом остается изолированной по отношению к социальной среде, пытаясь решить все проблемы своими силами. Школа пока серьезно отстает по формированию у молодежи социальной адаптивности и мобильности, жизненной устойчивости, самостоятельности, предприимчивости, инициативы, т. е. как раз таких качеств, которые совершенно необходимы при переходе общества к рыночной экономике.
o Обнаружились, несмотря на красивые лозунги и отдельные позитивные примеры, скудность материального обеспечения и слабость кадровой базы ввиду «утечки мозгов» из системы образования в другие, более привлекательные, более престижные и материально выгодные сферы деятельности. Одно из проявлений этой тенденции — феминизация школы.
o В начале 90-х годов в связи с перестройкой экономики и социальной жизни, попытками форсированного перехода к рыночной экономике в стране возник системный социально-экономический кризис, который не мог не отразиться на образовании. Дети, родившиеся в 89-92-х годах, имеют в среднем существенно менее развитую память, ниже и другие показатели интеллекта, чем дети нескольких предыдущих и последующих лет. Причины этого понятны – основы закладываются в возрасте от 1 года до 5 лет, причем основной учитель здесь – мама. Если же мама вынуждена работать на трех работах, чтобы хоть как-то прокормить себя и свою семью, то ребенку достается значительно меньше тепла, ласки и, главное, «материнской работы» по его развитию и воспитанию.
o В связи с новыми социально-экономическими условиями наибольшие потери понесло начальное звено образования и воспитания — детские дошкольные учреждения. Многие ведомственные детские сады оказались брошенными, были закрыты или преобразованы в образовательные учреждения иного вида. Об этой потере можно только сожалеть.
o Есть и еще очень важная потеря — развалилась старая система воспитания. Прежняя система воспитания оказалась несостоятельной и в связи со сменой идеологических ориентиров, и в связи с ее авторитарностью, заформализированностью, «мероприятийным» характером, а также в силу своего «школоцентризма» и слабого использования педагогических возможностей среды. О развале старой воспитательной системы вряд ли стоит сожалеть, но сохранить лучшее из наработанного, восполнить образовавшийся вакуум необходимо. Эти процессы набирают силу, требуют поиска, инициативы, вдумчивого анализа.
o Кризис образования развился на фоне кризиса детства, который проявляется в сокращении рождаемости, высоком уровне заболеваемости детей (по последним данным, в России менее 10 % здоровых детей и 35 % — хронически больных (Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методика психолого-педагогического исследования. М., 2003)), росте преступности несовершеннолетних, бродяжничестве, социальном сиротстве (при живых родителях), появлении большой группы подростков и молодых людей, которые не учатся и не работают. Это дети, которые принципиально не могут быть обучены по общей программе, они требуют особой программы, специальных педагогов и специальных методик. Все это существует, давно и основательно апробировано, но работает – в единичных экземплярах.
o Вместо акселерации в последние годы наблюдается «децелерация» — замедление темпов роста и развития молодого поколения. Социологи фиксируют снижение ценности детства, потребности в детях.
В Федеральных государственных общеобразовательных стандартах идет речь о серьезных изменениях целей образования, а следовательно, и критериев его эффективности. Не качество знаний, как таковое, и тем более не объем усвоенных знаний и умений, а развитие личности, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка к сложностям жизни становятся ведущей целью образования, которое не ограничивается рамками школы, а выходит далеко за ее пределы.
Однако наша образовательная система пока все еще ориентирована на знания, умения и навыки как конечную цель, как результат. Уровень знаний служит основным критерием при выпуске из школы, при поступлении в вуз и другие учебные заведения. Знания — основа, плацдарм развивающего обучения, промежуточный, но не его итоговый результат. Все обучение должно быть ориентировано на развитие личности и индивидуальности растущего человека, на реализацию заложенных в нем возможностей.
Уточняя особенности математического образования, необходимо отметить следующее:
 Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека, так как математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин.
 Математика, особенно в своей базовой части, кардинально отличается от других предметов непрерывностью цепи основных знаний и умений. В базовой составляющей математики принципиально не может быть «пробелов», но лишь разрыв, который не позволяет двигаться дальше. Например, изучая творчество И.С. Тургенева, вы вполне могли, по тем или иным причинам, не прочесть роман «Дворянского гнездо» - и это будет ваш пробел. Но вы вполне можете читать и изучать роман «Отцы и дети». В математике – по-иному; если вы не освоили, скажем, раскрытия скобок при действиях с многочленами, то дальнейшее изучение алгебры бессмысленно.
 С детьми трудными, медленно осваивающими базовую программу, необходима непрерывная, кропотливая и тяжелая работа преподавателей, и она должна хорошо оплачиваться государством, причем ударение здесь в слове «хорошо».
Учитывая вышеизложенные общие проблемы образования, а также проблемы математического образования, информационно-методический центр и учителя математики муниципального образования Кувандыкский район, предлагают:
 с целью уверенного освоения выпускниками начальной школы основных общеобразовательных программ и овладения универсальными учебными действиями, определяющими способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира ввести обязательные занятия ИГЗ (индивидуально-групповые занятия) по математике со 2 по 4 класс (по 1 часу в неделю) во всех образовательных учреждениях муниципального образования;
 для осуществления адаптации выпускников начальной школы при переходе в основную школу ввести занятия ИГЗ по математике в 5 классах (1 час в неделю) во всех образовательных учреждениях муниципального образования;
 для успешного освоения учебного материала учащимися (второй вариант программы предполагает 6 часов математики в неделю в 7 – 9 классах), а также с целью обобщения, повторения материала основной школы и подготовки к итоговой аттестации ввести в 8 и 9 классах ИГЗ по математике (1 час в неделю) во всех образовательных учреждениях муниципального образования;
 в связи с введением обязательной итоговой аттестации в форме ЕГЭ по математике для всех выпускников и необходимостью дополнительного повторения и подготовки ввести в 11 классах ИГЗ по математике (1 час в неделю) во всех образовательных учреждениях муниципального образования.

Введение дополнительных занятий позволит учителям уделять большее времени развитию мыслительных процессов учащихся, развитию памяти, мышления, внимания, что должно развить способность человека к самопроектированию, саморазвитию, формированию своей самостоятельной траектории, то есть обеспечить успешность дальнейшей жизни каждого ребенка.

26.03.09
Обращение подготовила Бикбердина К.М., методист ИМЦ УО

Категория: ММО учителей математики | Добавил: Klara_Bikberdina (09.09.2009)
Просмотров: 945 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Год памяти и славы
gosuslugi.ru
Персональныеданные
Мин-во образования
ЕГЭ-2020
ОГЭ-2020
Рособрнадзор
НОКО
Вход на сайт

Copyright MyCorp © 2024